навигация для внедорожных
путешествий и приключений
тел. +7-962-928-30-59
nextzone @ mail.ru
 в горах
главная страница статьи наши поездки

Garmin – использование в трофи рейдах

Настало время поговорить и про Гармины. Машинки разные, используются активно, вопросов тоже немало.

Мои мысли про Гармины.

За свою почти 30-летнюю историю фирма Garmin навыпускала больше 100 моделей навигаторов. Есть узкоспециализированные- картплотеры для судов и авиационные модели. Оставим их морякам и летчикам. Есть коробочки-поводыри для езды по асфальту- для наших условий так себе вариант- компания американская, у себя и в Европе карты более-менее актуальные, а у нас беда… Ездить конечно можно, но есть более дешевые и продвинутые альтернативы.

Любителя поездить и походить по «пампасам» заинтересуют туристические навигаторы. Туристические модели - отличные машинки, сделаны продуманно, легкие, хорошо защищены, питание всегда есть от батареек- не надо в лесах искать розетку чтобы зарядить. Для пешего похода то, что надо

Из всего даже в этой категории богатого выбора я выделяю (и выбираю для личного использования) модели с кнопочным управлением. Почему? Объясняю: не нравится мне сенсорное управление, которое размножили практически на все современные Гармины. Да, конечно удобно пальцем управлять. Особенно дома. Когда сухо и тепло.

А в походе? На улице легкий минус, идет дождь со снегом, руку из перчатки достаешь, а залитый дождем экран не реагирует на окоченевшие пальцы…

То ли дело кнопки- и в перчатках, да хоть в варежках всё нажимается, управляется. И многие действия делаешь уже машинально, не глядя на экран. Поставить точку не вынимая навигатор из кармана? Легко!

Мне нравится серия GPSMAP 62-64. Настоящий «турист», была 62 модель, сейчас использую 64. Питание от батареек, двух пальчиков легко хватает на походный день. Если поэкономить- хватит на два. Карты поддерживает все какие есть- и вектор, и растр.

Но вот в машине, да еще и на соревновалках, ну совсем не вариант. Сразу вылезают минусы- маленький экран это самый большой из них. Точки не охватить взглядом – уменьшаешь масштаб - они все в куче, увеличиваешь - уходят за границу экрана, и не поймешь где что. На ходу водитель не может быстро глянуть на экран чтобы оценить обстановку, придется целиком довериться штурману, который уставился в экран со спичечный коробок размером. Опять озвучу свое мнение - в машине должен быть большой экран, мы же не альпинисты, не на себе таскаем навигацию, ее машина возит.

Как хорошо сказал один спортсмен, пересев с Гармина на Хаммер, «Раньше я в замочную скважину смотрел на мир, а теперь смотрю в открытую дверь.»

Многие используют туристический Гармин как «бегунок», чтобы штурман с ним бегал по кустам и искал точку. Тут надо для себя уяснить – «бегунок» этот по точности не должен быть хуже основной навигации. Объясняю: если основная использует ГПС-ГЛОНАСС приемник и видит в данной точке например 4 гпсных и 4 глонассовских спутника и дает реальную точность 10 метров, то «бегунок» (обычно старенький Гармин только с ГПС-приемником) увидит только 4 гпсных и точность его будет минимум в 2 раза хуже, даже если он при этом заявляет что точность 5 метров. Не раз наблюдал нарезающих круги штурманов, которых вел к цели старинный Гармин, а точка-то вот она прямо перед машиной.

Поверьте, если основная навигация организована как надо, вы будете «въезжать» в точки. Штурману надо будет только глазами найти маркировку и не бегать лосем по кустам.

Отдельно от всего многообразия стоит легендарный Garmin GPSMAP 276C . Мое личное мнение- это самый удачный из всех Гарминов. Почему? В двух словах не скажешь- легенде посвятим отдельную статью.

Сейчас гуру навигации возмутятся и скажут - ведь есть Гармины с большим экраном! И с ГЛОНАССом все новые модели!

Да, есть, только экран всё равно не такой большой это раз, и стоит такой Гармин как пара защищенных ноутов это два.

И тем не менее, Гармин активно используется, будем разбираться.

И система, и карты сделаны очень заморочено, можно страниц 100 написать, если полезть в дебри. Давайте с самым простым и часто спрашиваемом разберемся.

Карты для Гармина.

Часто слышу заблуждение, что в Гармин «лезут» только официальные карты и они залочены под прибор или флешку. А это могут сделать только инженеры Гармина и простому человеку навигатор лучше даже не трогать. Это было давно, и можно это забыть.

Очень многие купили навигатор 10 лет назад и ездят по этим древним картам и ругают бедный Гармин последними словами.

Еще встречал ситуацию- человек просит карты поставить самые-самые, говорит уже в три места завозил и навигатор, и деньги, а всё карта какая-то неподробная, Москва точкой, а дальше Ярославль… Смотрю, а у него стоят актуальные карты и выключены все, кроме встроенной карты Европы.

И такое часто- Карта хорошая, а в настройках самого Гармина выбрана самая низкая детализация… Ну и отрисовал прибор лес без тропинок, рельефа…Просто зеленое поле.

Изучайте навигатор которым пользуетесь!

Карт полно, надо не полениться и поискать. Умышленно не даю ссылки, привыкайте к самостоятельности.

1. Дороги России ТОПО: Это «официальные» карты. Регулярно обновляются, на данный момент актуальна версия 6.31. Хорошая прорисовка, рельеф, глубины рек, адресный поиск.

2. Карты, созданные энтузиастами (огромное им спасибо за их труд): Здесь стоит упомянуть Тропы России Форосенко, ОСМ туристик, SLAZAV, Дальний Восток ТОПО.

3. Спутниковые и топографические растровые карты. Это карты созданные из спутниковых снимков и топографических карт (Генштаб для Гармина). Есть одно «но»: эти карты умеют отображать только более современные навигаторы.

Давайте посмотрим и сравним эти карты для одного и того же места. Для наглядности делал скриншоты не с навигатора, а с большого экрана, из программы BaseCamp.

Тишковское водохранилище



тишково

Лес в Подмосковье

лес

Гора Эльбрус

Эльбрус

Отдельно посмотрим изготовленную мной растровую карту из топографических карт и срутниковых снимков: Смотрим видео, как это выглядит на навигаторе:



То есть для определенного места можно найти 2-3 альтернативных варианта карт. Я перед экспедицией всегда загружаю самые крайние версии всех доступных карт. Потом уже на месте можно выбрать лучшую и пользоваться ей. Любой из навигаторов Гармин поддерживает загрузку нескольких карт и позволяет или выбрать одну для работы, или использовать две с наложением друг на друга.

Как это организовать? Есть два пути:

1. Разбираться самому - инет в помощь.

2. Воспользоваться платной услугой. Контактный телефон +7-962-928-30-59.
Или пишите на почту: nextzone@mailru

Переносим точки из OziExplorer в Garmin

Это надо и на соревнованиях, и при подготовке экспедиции. Ответов на этот вопрос в инете много. Но что-то как-то всё очень сложно и заумно, КМК. Авторы используют по три программы, по два конвертора, без ста грамм не разобраться.
Давайте попроще придумаем.
Берем соревнования. Орги дают или листочек с координатами, или файл точек для ОЗИ, или файл точек для Гармина. В первом случае можно обойтись без компьютера и тупо наколотить точек в Гармин. То еще удовольствие, если точек под сотню. Гораздо проще наколотить точки в компе в OziExplorer.
Как это сделать читаем тут - OziExplorer– краткий курс.Урок 1,2,3..
Опустим детали, имеем ОЗИ с набитыми точками, или ОЗИ с загруженным файлом точек(орги дали на флешке). Опять буду использовать карту и точки «Кабаньей тропы 2013».
Для начала давайте поделим все Гармины на две группы:

  1. В основном старые модели, которые не определяются компом как внешний диск (например 276)
  2. Современные модели, которые комп видит как внешний диск.

Подход к этим группам будет разный.
Первая группа.
Для навигатора должны стоять драйвера. Берем их на официальном сайте и ставим. После этого ОЗИк будет определять эти устройства. Рассмотрим на примере GPSMAP 60. Подключаем навигатор шнуром к ЮСБ.
Открываем OziExplorer, идем Файл-Конфигурация-GPS. Выбираем Тип приемника – Garmin и Модель GPS - GPSMAP 60/60C/CS.



ОЗИк сам подсказывает, что надо сделать дальше.



Сохраняем наш выбор (если у вас другая модель- выбираем ее).
Опять идем: Файл-Конфигурация-Связь и делаем как подсказал ОЗИк



Ставим галочку Garmin USB. Если нам надо только перелить точки-треки, то галочку про протокол PVT не ставим. Если Гармин будет использоваться как приемник для ОЗИ - то ставим. Сохраняем. Подготовка закончена. Открываем карту, загружаем точки.



Жмем на Garmin, выбираем «Загрузить с карты путевые точки в GPS». ОЗИк переспросит- попросит подтверждения. Говорим «ОК».



Вот и всё! Точки в навигаторе!



В следующий раз подготовку можно пропустить - все галочки стоят там где надо и сразу залить точки. А если внимательно почитать меню под кнопкой Garmin в OziExplorer, то очень просто сливать туда-сюда точки, треки, маршруты.
Вторая группа.
Тут совсем всё просто. Даже драйверов не надо – это приборы поновее и они определяются как внешний носитель.
Подключаем навигатор к компу - в примере использована Montana 680, она определится как два диска - память самого устройства и карточка, которая есть(а если ее нет, то и не определится) в устройстве. Опять имеем ОЗИк с открытой картой и выгруженными точками.



Выбираем: Файл-Сохранить-Экпорт в файл GPX (путевые точки и треки)



Жмем, появляется меню выбора, что будем экспортировать



Выбираем путевые точки, говорим «Сохранить». Появляется окно, где надо указать, куда их сохранить, в нем выбираем память нашей Монтаны и сохраняем точки в папку GPX. Очень легко запомнить: файл GPX в папку GPX.

Вуаля! Точки в приборе!



Опять же, если внимательно почитать меню в OziExplorer, то выяснится, что очень просто можно выгружать и загружать точки, треки, маршруты. Только запомните - всё это добро в навигаторе лежит в папке GPX. От туда берем и туда кладем. Положите в другое место - навигатор не увидит ваши точки.

Потренируйтесь, сложного нет совсем ни чего. Теперь даже проблема конвертации точек из гарминовского формата в озиковский и наоборот не должна вызывать никаких проблем. Открываем-выгружаем и сохраняем как нужно и где нужно.
У кого всё получилось - молодец!
Теперь вперед за призами или в увлекательное путешествие.

Легенда- Garmin GPSMAP 276c

Посмотрите повнимательней приключенческие фильмы и боевики - на каждом втором самолетике-вертолетике или катере установлен Гармин этой серии. Весь мир до сих пор ездит, ходит и летает по 276 и на это есть веская причина- надежность этой серии навигаторов. Точные технические характеристики можно найти в интеренете.
Универсальный навигатор с полноценными режимами Авто и Морской. Умельцы перепрошивают его в авиационный 296.
Достоинства:

  • Надежность проверенная временем
  • функциональность
  • яркий экран с антибликовым напылением
  • водонепроницаемый
  • точное позиционирование
  • кнопочное управление!
  • поддержка полной русификации
  • стабильная работа на морозе при -40!
  • батареи хватает до 15 часов
  • прочное крепление

+ Очень удобное управление кнопками, удобно управлять хоть в перчатках, хоть грязными руками, (не сравнимо с моделями-"неженками" Montana, Oregon)
+ Есть "горячие" кнопки (например, отметить свое местоположение можно всего одним нажатием), также очень удобная функция MOB одним нажатием (отметка точки и начало маршрутизации) не раз помогала вернуться из лесов-полей к точке.
+ Стабильное программное обеспечение, доведенное инженерами Garmin за долгие годы до совершенства! 276C не зависнет в экспедиции, как некоторые новый модели навигаторов (, Oregon, Montana), любящие записывать gpx файлы с ошибками так, что потом запустится не могут....
+ Быстрая прорисовка детальной карты даже с выставленным на максимум уровнем детализации.
+ Четкий цветной дисплей с антибликовым покрытием, разрешением 480x320 точек. Дисплей видно хорошо даже на очень ярком солнце! С ним не сравнятся модели навигаторов с тачскрином.
+ Емкий литий-ионный аккумулятор, хватает при полной подсветке до 8 часов, а если подсветку на минимум до и до 15 часов дотянет!
+ Питание от 9 до 36 Вольт, что позволяет на прямую подключатся к бортсети автомобиля, трактора, самолета.
+ Надежное морское крепление с дополнительным замком-фиксатором четко удерживает прибор при любой тряске и приличных перегрузках.
+ Точный GPS приемник (по стабильности и точности превосходит более чувствительные модели, т.к. не использует отраженные сигналы GPS), возможность подключения внешней GPS антенны.
+ возможность подключения эхолота что превращает навигатор в полноценный картплоттер с цветным экраном.
+ есть апдейт Garmin Data Card на 2 Гига, на него можно залить все карты, ,необходимые для самой продолжительной экспедиции.
Недостатки:

  • - Цена, но навигатор того стоит! Всё равно хороший б/у комплект будет в 2 раза дешевле нового 276CX.
  • - Своя карточка памяти- Garmin Data Card.
  • - Невозможно залить растровые карты.

Мое мнение: Garmin GPSMAP 276C на сегодняшний день САМЫЙ надежный навигатор для суровых экстремальных условий!
Что надо сделать чтобы данный Гармин нормально работал?
Всё очень просто:

  • - Прошить актуальной прошивкой- не ниже 5.40;
  • - Купить нормальную батарею- алиэкспресс в помощь;
  • - Загрузить актуальные карты.

Как это организовать? Есть два пути:

  • 1. Разбираться самому - инет в помощь.
  • 2. Скачать инструкцию Garmin GPSMAP 276C
  • 3. Воспользоваться платной услугой. Контактный телефон +7-962-928-30-59.
    Или пишите на почту: nextzone@mailru

Карты для Garmin GPSMAP 276C

Почему-то многие уверены, что в 276 можно загрузить только одну карту на одну флешку.
Ничего подобного!
Вот какие карты лежат в моем 276 на карточке 2 гига:



Ещё раз потренируемся переключать карты :



Включаем «Тропы России 2012»



Видим карту:



Включаем «Дороги России ТОПО 6,31»



Видим карту:



Включаем карты Московской области «Slazav»



Видим карту:



Включаем карту «OSM Map Turist»



Видим карту:



На 2-х гиговую карточку наливается почти вся Европейская часть РФ: официальные Дороги ТОПО и альтернативные ОСМ туристик. Конечно навигационным «хомякам» этого будет мало, а вдруг сразу на Камчатку поедет и ещё в Монголию завернет….
Как это организовать? Есть два пути:

  • 1. Разбираться самому - инет в помощь.
  • 2. Воспользоваться платной услугой.Контактный телефон +7-962-928-30-59.
    Или пишите на почту: nextzone@mailru

Как узнать какие карты загружены в Garmin 276C?

Вместо предисловия:
Случайно подслушанный разговор:
- Что-то опять наш древний 276 показывает серое поле…
- Может карта кончилась?
- Да она похоже и не начиналась…
- А посмотри, какие карты в нем.
- Да брось, это невозможно…Там всё на флешке зашифровано. Проще его выкинуть и современный купить…
Не торопитесь выкидывать хороший, проверенный временем навигатор! Если уж совсем неймется и выкинуть хочется- звоните мне, я помогу, заберу.
Давайте разберемся как узнать, что за карты установлены в 276.
1. Начнем с того, что карты в нем действительно лежат на флешке. Так вот, если в нем нет флешки (гнездо пустое), то можно больше не искать- карт нет. Совсем! Только обзорная карта Европы или Америки, смотря какая прошивка.
2. Посмотрели, флешка есть. Может она пустая и карт больше чем в п.1 не будет.
Проверяем. Включаем прибор, не ждем пока он найдет спутники, нам это не надо. Выходим из меню на карту.



Здесь нажимаем «Меню»:



Выбираем «Информация о карте» и жмем «Enter»:



Появляется окно, на котором отображены все СЕМЕЙСТВА карт, установленные в прибор. Семейство карт- это не одна карта, а набор из множества листов-карт. А вот вторая строчка- это и есть обзорная (базовая) карта из прошивки. Детализация у нее, как у школьного глобуса, Ездить по ней совсем не возможно. Можно только понять в какой стране находишься.
Теперь если нажать «Enter» на выбранной строчке, то у одной карты покажет ее свойства, а семейство раскроется на составляющие его листы-карты.



Перегоняя управляющей кнопкой курсор вниз, можно просмотреть все карты. В моем примере на 2-х гиговой флешке вся Европейская часть РФ.



Если нажать «Enter» на выбранной карте, то появится меню:



В данном контейнере можно только выбрать всё и скрыть всё.



Если нажать «Enter» на пункте меню, то галочки около карт пропадут и ПРИБОР НЕ БУДЕТ ПОКАЗЫВАТЬ КАРТЫ!
Несколько раз встречал людей, которые ездили по обзорной карте и ругали Гармин последними матерными словами, с отключенными подробными картами. Потом привозили мне навигатор, чтобы я залил им карты.
А когда я им включал их же карты, радость сменялась праведным гневом: «А наху.., пардон, зачем Гарминовские инженеры так сделали?»
Отвечаю: Чтобы оптимизировать работу навигатора и разгрузить процессор. Если вы поехали на Кольский, зачем вам карты Московской области и Крыма? Отключаем всё лишнее, оставляем только те, которые нужны в данный момент и радуемся быстрой работе навигатора.
3. А как бы наглядно увидеть, хотя бы на обзорной карте покрытие? Бывает, так понять, что с картами проще. Особенно когда прибор показывает твое местоположение.
После определения, когда стрелочка показала ваше положение на карте, уменьшаем масштаб. До 50 км в 1 см.



И видим на обзорке появились квадраты и прямоугольники- это и есть границы листов-карт. На этом фото видно, что карты перекрывают всю местность на экране. Московская область и «приграничные» к ней есть.
А теперь перегоним карту на север. По покрытию видно, что на Кольский карты есть. Не только на суше, но и морские тоже.



А вот пример, когда в 276 стоит 4 разных карты- выбирайте наилучшую для конкретного места:

Заставки для Garmin GPSMAP 276C

Картинка, которая появляется при загрузке навигатора, должна как-то отражать характер навигатора, или характер владельца.
Инженеры Garmin совсем этим не заморочились. При старте легендарного 276С появляется этакая тоже легендарная и узнаваемая каляка-маляка, даже не понятно, то ли это море, то ли это горы…



А ведь можно изменить эту ситуацию!
Начал с себя, и сменил в своих Гарминах оригинальные застаки на эксклюзивные. Темы заставок навеяли воспоминания о наших путешествиях и приключениях.:











К чему я веду? А вот к чему: быстро и совсем недорого создам индивидуальную, кастомную заставку из изображения и текста заказчика. Примеры:

Подарок другу:


Логотип мотоклуба:


Зачем это нужно?
Да просто красиво и оригинально. Видеть что-то хорошее при каждом включении легендарного 276. Кроме того, это отличная «маркировка» своего прибора. Уверен на 300%- изменить эту заставку в навигаторе смогут 2-3, ну максимум 5 человек в России. И продать краденый 276 с такой заставкой будет очень проблемно.




      Copyright © 2010-2020 Кудрявцев Вадим Вадимович. Все права защищены.
Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Кудрявцев В.- Doctor__Zlo) и индексируемой прямой ссылкой на сайтhttp://navigatorvnedorog.ru