Тверская область. Река Тверца. Каменные мосты.
Не знает мост ни чьих шагов;
Лишь жуткий звон колоколов.
Холодный ветер. Осень. Ночь...
Старые мосты могут еще пригодиться. Лучше сжечь старые грабли.
В октябре 2015 года по приглашению наших друзей поехали в Тверскую область на реку Тверца – порыбачить, отдохнуть, пособирать ягоды – грибы. С погодой повезло – тепло и солнечно – настоящая золотая осень.
Остановились в сосновом бору, на берегу реки Тверца.
Так много белых грибов не встречали нигде, видимо о таком количестве говорят – хоть косой коси. Под ногами кустики черники и брусники – все усыпанные спелыми –преспелыми ягодами. Наелись до отвалу и с собой насобирали .
А вот рыбу ловили, ловили , да не выловили. Ну и фиг с ней - шашлыка полно.
Выезжали на выходные, с одной ночевкой. Возвращаться домой решили другой дорогой – проехав вперед, вдоль реки, тем самым как бы закольцевав маршрут по «бездорожью».
Ехали вдоль реки по хорошо наезженной рыбаками грунтовке и, вдруг у нас под колесами оказались большие гранитные валуны . Выйдя из машины и оглядевшись – поняли, что проезжаем по каменному мостику. Мост, сложен из огромных гранитных валунов. Афигительная конструкция!!!! Без цемента-раствора! И стоит уже 200 лет минимум.
Поехали дальше, уже глазами ища такое же интересное сооружение, совершенно очевидно очень талантливого архитектора. И уже издали заметили мостик несколько больше первого. Этот мост, как и первый, соединяет берега небольшого овражка, по которому в Тверцу течет ручей.
Мы чувствовали, что если мы поедем дальше, вдоль реки, то нас ждут новые открытия, но, к сожалению, пора было возвращаться домой.
Ровно через месяц, в ноябре, собрав кое какую информацию об этих мостах,
мы отправляемся в экспедицию с целью найти, все валунные мосты вдоль реки Тверца.
В начале экспедиции было четыре экипажа - три Дефа и наш Джим, позже к нам присоединились еще два – Деф и Ниссан Патрол.
Несмотря на то, что в ноябре уже ночью и утром был мороз, с погодой нам опять повезло.
Проехали по первому и второму мостам, которые обнаружили раннее, в октябре.
Некоторые, проигнорировав мост, ринулись на штурм заболоченного оврага.
А некоторые прикоснулись к истории другими местами.
Вечерние посиделки с байками вокруг костра и стола.
Итак, вот какую информацию удалось раздобыть по поводу каменных мостов
вдоль реки Тверцы. Оказывается их вдоль Тверцы целых 10-12 штук и еще штук 15 в виде рассыпаных валунов.
Вдоль реки в свое время проходил волок - Бечевник - сухопутная дорога вдоль берега водного пути (реки или канала), предназначенная для буксирования людьми (бурлаками) или лошадьми судов на канате, называемом бечевой или бичевой. Этот волок входил в состав Вышневолоцкой водной системы
По Вышневолоцкому водному пути проходило три каравана: весенний, меженный (летний) и осенний. Большой караван собирался в Рыбинске из десятков мелких караванов с хлебом, железом, пенькой, лесом и другими товарами. Здесь на каждую барку нанимались два коренных водолива, которые отливали воду«во всю путину» до Петербурга, а также лоцман и коноводы с лошадьми до Твери.
На всём пути было пять обязательных остановок — для перемены рабочих и лошадей, поправки и оснастки барок, оформления путевых документов: Тверь, Вышний Волочёк, Боровичи, Новгород и Новая Ладога. Проведённые лошадьми вверх по Волге до Твери, суда заходили в Тверцу. Здесь команда менялась, и уже тверской лоцман, наняв 4 коновода и 10 лошадей, вёл барку до Волочка по Тверце против течения.
Лошади шли вдоль реки по бечевнику, таща за собой барки бечевой, привязанной к мачте.
Местами бечевник хорошо прослеживается,в виде выложенной камнями дороги.
Что касаемо о принадлежности этих валунных мостов вроде все понятно.
А вот сведений кто является их архитектором и когда они были сооружены, мы не нашли.
Мы можем только предположить, что мосты построены по проекту Николая Александровича Львова в конце XVIII века, как и его знаменитый стометровый трехарочный валунный мост с гротами, выполненный в технике архивольт в усадьбе Василево Тверской области, не далеко от города Торжка.
Через маленькие овражки - маленькие мосты, через овраги побольше –большие.
По дороге попался подраненный енот.
Взлетно- посадочная площадка.
Едем дальше вдоль Тверцы в поисках затерянных (заросших) мостов.
Скала с выходом серы на поверхность.
Один из больших мостов попавшихся нам.
Не перестаем изумляться – как все это держится и не рухнуло до сих пор?
Это был самый большой мост , увиденный нами.
В основании моста лежит дубовое бревно. Удивительно, но выглядит все это грандиозное сооружение так, словно только вчера его сложили очень умелые руки.
В селе Внуково интересные сараи – полностью сложенные из камня – даже крыша у них каменная.
Наезжанная дорожка уходит в сторону от реки. Но мы чтобы не пропустить очередной архитектурный шедевр едем по берегу реки. Поэтому без бездорожья не обошлось. Вот здесь должен был бы быть каменный мостик, но его нет. Наличие россыпи валунов говорит о былом его наличии.
У деревни Локтево видим заводь, соединяющуюся с рекой протокой.
Скорее всего, это старое сооружение служило для захода и отстоя судов, возможно для ремонта или для смены лошадей.
Вот еще один мостик над суходолом.
Едем по высокому песчаному берегу.
Расчищаем себе дорогу
Дальше ехать непосредственно вдоль реки нет никакой возможности – дождь и осыпающийся под колесами песчаный берег делают это мероприятие опасным. А жаль, наверняка там есть еще мосты. Сворачиваем через лес в сторону и находим весьма условную дорогу вот с такими современными каменными мостами.
И еще раз возвращаемся к реке, чтобы уже попрощаться с ней и ее затейливыми мостами. На этом закончилось наше трехдневное путешествие вдоль реки Тверцы. В результате, которого нами было обнаружено 9 целых мостов и пять разрушенных, представляющих собой большое количество валунов. Скорее всего и тех и других больше , что является поводом вернуться в эти красивые места. А так же на протяжении всего пути вдоль реки нам попадались сооружения времен войны – окопы и блиндажи.
И так преодолев последнее препятствие, едем домой.
|