навигация для внедорожных
тел. +7-962-928-30-59
nextzone @ mail.ru
 в горах
главная страница статьи наши поездки
-   1   -

Россия. Арчединско-Донские пески.
Природный парк "Донской".

Польза путешествия – это возможность приспособить свое воображение под реальность, и, вместо того, чтобы думать, каким все должно быть, видеть все таким, какое оно есть.

Самюэль Джонсон

Путешествие в Казахстан ( или как теперь правильно Казакстан) началось рано утром 23 апреля 2016 года. Был разработан маршрут, определены места посещения, таким образом, чтобы уложиться в две недели непосредственного нахождения в Казахстане. Да и по дороге туда, решили не упускать возможности побывать и увидеть своими глазами красоты, которыми так богата наша страна.
В результате было пройдено 6500 км. Наш Джим Джимыч скушал 570 л бензина на 17692 руб.
В путь тронулись сначала три экипажа – Володя, Юля и их сынишка Илья на Nissan NP-300,
мы – Вадим и Татьяна, на Джим Джимыче, и с нами дебютировали - наша дочь Настасья со своим мужем Виталием, тоже на Джимке.

наша команда

Позже, уже в Казахстане, к нам присоединился экипаж Димы, Оли и Степана Дмитриевича на красном Дефе. А еще позже, и глубже в Казахстане нас нагнал полноприводный «Соболь» в которм путешествовали Сергей, Елена и боксер Глаша (собака).
В первый день, как и планировалось, доехали и встали на ночевку на высоком берегу Дона, в так называемых Арчединско-Донских песках.

Арчедино-Донские пески –это самая северная пустыня в мире, площадью около 200 тысяч гектаров. Является Государственным ботаническим памятником природы. Расположена пустыня во впадине между реками Дон, Медведица и Арчеда.
По происхождению этот песчаный ландшафт, как и другие песчаные массивы Среднего Дона, представляют собой речные отложения древнего Дона и его притоков. Именно здесь пролегала граница последнего обледенения. Таявшие ледники и намыли эти горы песка.
Мы поднимались и спускались по песчаным барханам высотой не менее 10 метров.

наша команда

Далее мы планировали посетить парк «Донской». Там находится недавно обнаруженная рифовая пещера. Карты говорят, что это на на противоположной стороне Дона.

Через Дон переправлялись на пароме, который ходит по расписанию.
Поняв, что сегодня мы вряд ли успеем осмотреть все нами задуманное и вернуться на паром, решили и заночевать на том берегу Дона. Итак, впереди у нас целые сутки на осмотр

паром через Дон

Перебравшись на другой берег Дона , мы оказались среди бескрайних степей.

Донская степь

Из- за бедных каменистых почв степная растительность не очень разнообразна, в основном – ковыль да полынь. Но нам повезло – в это время цвели тюльпаны, ирисы.

Наша цель – рифовая пещера. По началу, мы удивлялись и сильно сомневались, что таковая вообще имеется в степях. Тем более все местные жители , кого мы спрашивали о ней , ничего не знали о ее существовании. Но, завидев далеко впереди, необычный рельеф с белоснежными горами, мы с энтузиазмом поехали на ее поиски. Тем более координаты как раз показывали , что это где то там.

Ехав, на координаты, мы оказались на верху белоснежных гор. Здесь нам открылся потрясающий вид .

Донская степь

Судя по описаниям, пещера находится в теле окаменевшего кораллового рифа и расположена на правом склоне балки Глубокая, правого берега Дона. Балка Глубокая выходит на урочище Подгорское.
Пещера примерно в километре от берега.
Вот она балка глубокая, значит мы на верном пути.

Донская степь

Гора "Плавник дельфина". Это мы так ее назвали. Учитывая то, что где то рядом пещера "Рифовая".

Если бы мы ехали по противоположной стороне балки Глубокая, вдоль меловых гор, то быстрее обнаружили бы пещеру, поэтому мы решили спуститься с гор и перебраться через овраг. Нашли рифы Настя с Татьяной, которые решили облазить все овраги, пока мы переезжали на другую сторону балки.

В этом овраге и была нами обнаружена пещера Рифовая.

рифовая пещера

Из сети мы узнали, что это одна из самых больших коралловых пещер на суше.
150 миллионов лет назад, когда над всей Поволжской низменностью плескался мелкий и тёплый океан Тетис, здесь, где сегодня стоят на Дону меловые горы, сформировался коралловый риф.
Обнаружил пещеру случайно, благодаря прошедшему оползню и расчистил ее спелеолог Константин Полев в 2009 году.

Разглядывая эти невероятным образом чудесно сохранившиеся кораллы, наше воображение рисовало невообразимые картины древнего подводного мира. Иногда казалось, что сейчас мимо проплывет стайка разноцветных рифовых рыбок,а может быть когда то эту пещеру облюбовал гигантский осьминог и прятался здесь от мегалодона, ведь именно они миллионы лет назад населяли эти моря.

Подумать только, этим кораллам как минимум 150 миллионов лет. Невероятно!

рифовая пещера

Едем дальше по окрестностям урочища Подгорское, где расположены самые высокие в Европе меловые горы

Само урочище заметили еще издалека . так как расположено оно рядом с огромной меловой горой

Подъехав к урочищу мы оказались у подножия величественной белоснежной горы - ее считают визитной карточкой природного парка. Местные жители - казаки называют эту гору Кобыльей головой, видимо им кажется, что она похожа на голову лошади. Мы такого сходства не заметили.

Урочище Подгорское

Со стороны урочища хорошо видно смотровую площадку на высокой горе. На нее и отправляемся.

В сумерках, при закате солнца, когда уже не видно зеленеющую травку и деревьев в листве, и несмотря на то, что днем было невыносимо жарко, проезжая по накатанным, светящимися белизной в лучах заката меловым дорогам, было абсолютное ощущение того, что едем мы по зимней дороге и вокруг нас лежат сугробы.

На ночевку остановились на самом берегу Дона, в дубовой роще, с традиционными посиделками у костра.

Утром, решив пополнить запасы воды, заехали на Филимоновский родник. Когда-то благоустроенный, сейчас родник находится в плачевном состоянии. Но вода оказалась чистой и очень вкусной.

Зная уже расписание парома, быстро без ожидания переправились через Дон. Дальнейший путь лежит через город-герой Волгоград. Сами мы бывали в нем не один раз, когда ездили рыбачить на раскаты.
Но с нами было младшее поколение и хотелось, чтобы они своими глазами увидели святое место для всего народа нашей огромной страны, где произошел коренной поворот в ходе Великой Отечественно войны – Мамаев Курган. Посетив мемориальный комплекс, мы все вместе почтили память погибших героев, благодаря которым мы живем в свободной стране.

Скульптура "Стоять насмерть"

Стены - руины

Центральная набережная

Руины здания паровой мельницы, которая была построена семьей предпринимателей Гергардтов в 1899 году. Разрушена в дни Сталинградской битвы — буквально каждый квадратный метр наружных стен иссечён снарядами, пулями и осколками. Здание не восстанавливают, как память о войне.
Входит в состав Музея-заповедника «Сталинградская битва».

Дом Павлова (Дом Солдатской Славы) . В этом 4-х этажном жилом доме во время Сталинградской битвы в течение 58 дней героически держала оборону группа советских бойцов. Руководил обороной старший сержант Я. Ф. Павлов, принявший командование отделением от раненого в начале боёв старшего лейтенанта И. Ф. Афанасьева, Всё время обороны дома Павлова (с 23 сентября по 25 ноября 1942 года) в подвале находились мирные жители.
Дом был разрушен, как и здание мельницы напротив , но после войны дом восстановили и сейчас в нем живут. Дом Павлова стал символом мужества, стойкости и героизма.

В Волгограде все, как и прежде – сумасшедшее движение и невежливые водители. В целом экскурсия по Волгограду оказалась интересной и познавательной.
Впереди перед Казахстаном у нас была еще одна ночевка и, не оправдавший наших ожиданий, заезд на озеро Баскунчак. Озеро находится в Ахтубинском районе Астраханской области. С VIII века на озере добывали соль и отправляли её по шелковому пути. Сегодня чрезвычайно чистая соль озера (99.8 % NaCl) составляет до 80 % от общей добычи соли в России. Для вывоза соли была построена Баскунчакская железная дорога, которая преградила все подъезды к озеру.
Подъехать можно только на УАЗах местных предпринимателей, организовавших отдых для заезжих туристов. На своих машинах не пускают.
Очень хотелось посмотреть на озеро, и, не смотря на дождь и ветер мы на местном УАЗике без крышы, отправились на озеро. Озеро произвело удручающее впечатление – мутная вода и горы мусора.
Даже не стали фоткать, так нас все это расстроило.
Зато на ночь мы встали традиционно в красивом, живописном месте.

Утром едем на Российско-Казахскую границу. Первые верблюды – пока еще для нас это экзотика.
Вокруг все залито весенним половодьем.

Copyright © 2010-2015 Кудрявцев Вадим Вадимович. Все права защищены.
Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Кудрявцев В.- Doctor__Zlo) и индексируемой прямой ссылкой на сайтhttp://navigatorvnedorog.ru