навигация для внедорожных
путешествий и приключений
тел. +7-962-928-30-59
nextzone @ mail.ru

главная страница статьи наши поездки
-   4   -

Полуостров Мангышлак.
Чинки Устюрта. Форт Ново - Александровск.
Гора Шеркала.

Через двадцать лет вы будете больше жалеть не о том, что вы сделали, а о том, что не сделали. Так скидывайте узлы, выплывайте из тихих гаваней. Поймайте ветер в свои паруса. Исследуйте. Мечтайте. Открывайте.

Марк Твен

Следующий день порадовал ярким солнцем. И мы отправляемся на полуостров Мангышлак , что в переводе с туркменского означает «Тысяча кишлаков», у казахов же эта местность называется «Мынкыстау» — тысяча зимовий. По этому в современном Казахстане с начала 1990-х используется название Мангистау. Название Мангышлак полуостров носил в дореволюционной России и в СССР.
Исторически эта местность часто переходила от туркмен к казахам, и наоборот, что подтверждают могильники с казахскими и туркменскими захоронениями вперемежку.
На старте перед Мангышлаком, имея уже опыт езды по раскисшей степи, сдуваем колеса.



Путь наш лежит к чинкам плато Устюрт. Чинки — это обрывистые труднодоступные уступы (обрывы) высотой до 350 м, ограничивающие приподнятые плоские участки земной поверхности. Являются результатом механического разрушения горных пород волнами при отступании Каспийского моря. В расщелинах чинков обитает дикий кот — манул.



По всей степи попадаются колодцы. Почти все они сухие. Эти возможно когда то были с пресной водой.



Эти, возможно были с соленой водой, судя по каменным поилкам для скота около колодцев. Если верить картам, на которых обозначены все колодцы, 99 процентов из них – это колодцы с соленой водой.Это и не удивительно, если учесть, что на глубине 0,3-0,7 м залегают горько-соленые грунтовые воды ("рассолы").
Колодцы на Мангышлаке очень старые – явно не советских времен.



А вот и чинки Устюрта, вдоль, которых в дальнейшем будет проходить почти весь наш маршрут по Мангышлаку.



Останавливаемся на самом краю чинков на перекус, а за одно, и досушить палатки. Тучи, одновременно живописные и угрожающие ливнем и бурей ускоряют процесс поедания Доширака, и мы в попытке убежать от надвигающейся стихии, выдвигаемся дальше.



Повсюду встречаются древние захоронения, как одиночные, так и групповые. Это была одинокая могила посреди бесконечной степи.



Встречаются и такие развалины, неизвестного предназначения. Ведь казахи были кочевниками, и не строили себе каменных хоромов. Может это и не совсем старая постройка. И спросить то не у кого .



Может она, что знает.



На горизонте появляется быстро надвигающийся на нас торнадо.



Убежали от непогоды и, похоже, далеко.



Вот такие обрывы, образовались под действием прибоя отступающего Каспийского моря.



Не плюй в колодец – пригодится воды напиться.



Каждый раз мы заглядывали в колодец с надеждой обнаружить в нем воду. Это был единственный колодец с водой. Но воды было мало и была она очень мутная. Других источников воды на Устюрте нет. Нет рек, озер и ручьев. Весной образуются временные реки. По типу питания они относятся к снеговым



На плато Устюрт во второй половине мая наступает жаркая сухая погода . Запасы влаги в почве после таяния снега, резко падают, и травянистая растительность начинает выгорать. Но сейчас мы едем по изумрудной шелковистой густой траве.



На склонах этих чинков мы увидели множество пересекающихся тропинок. Пока мы гадали, кто натопал эти дорожки, появилось большое стадо устюртского муфлона. Это самый маленький из горных баранов, прародитель домашних овец. Муфлон может пить даже очень солёную воду.



Весна – самое лучшее время для путешествия по Мангышлаку. Степь не выжжена летним зноем, и цветет и пылает алыми маками.



На всех путешествующих накатило исключительно романтическое настроение.



Едем дальше, вдоль моря периодически останавливаясь и любуясь с высоты чинков ландшафтами, созданными отступающим морем.



Наш маршрут проходит через место, где каждый камень дышит историей.

Это форт Ново-Александровский 1834-1846 г.г. постройки.

Вероятнее всего сама крепость должна была находиться на самом верху чинков, где и стоит табличка. Но никаких развалин , говорящих о ее присутствии мы не нашли. Множество камней, выложенных в несколько рядов, напомнили нам о противотанковых заграждениях во время ВОВ. Здесь же эти камни направленные вверх острием могли служить как защита от вражеской конницы. Но это только наше предположение.



Внизу, у подножия чинка, увидели развалины каких-то построек. Удивившись, что крепость располагалась внизу, пошли обследовать эти развалины.



По пологому склону, вниз ведет хорошо сохранившаяся каменная лестница. Спускаясь по лестнице, на склоне можно увидеть большие ямы, предназначение которых мы так и не смогли понять.



А спустившись вниз, мы смогли увидеть, сооружение находящиеся на верху, на самом краю обрыва. Сверху же оно выглядело, как холм.



Официальная информация по этому форту:
В 1834 г., при заливе Кайдак, или Мертвый Култук, по приказанию управлявшего тогда Оренбургским краем генерала Перовского, воздвигнуто было укрепление, названное Ново-Александровским.
Оно предназначалось для предотвращения разбоев на море и недопущения увода наших рыболовов в плен. Вместе с тем, полагали, что нахождение нашего гарнизона в этом форте даст нам возможность держать в повиновении киргизов и на материке. Наконец, рассчитывали, что Ново-Александровск послужит установлению торговых сношений наших с ханствами Средней Азии, но ни одно из этих предположений не оправдалось. Посчитав нецелесообразным нахождение этого укрепления в этом месте, в 1846 году форт Ново-александровск был перенесен на полуостров Мангышлак к Тюк-Карагайскому заливу. И переименован в Ново-Петровское, а через некоторое время в форт Александровский, а затем и в форт Шевченко.



Обследуя каменные постройки, не сразу сообразили, что непосредственного отношения к форту они не имеют. Эти здания были построены уже после упразднения форта. Возможно, даже использовался камень из крепости. Поэтому, наверное, мы и не обнаружили наверху никаких следов ее былого присутствия.



Разрушенными постройками оказались развалины небольших домов, мечеть и довольно большое кладбище. Мечеть.



Внутри мечети



Кладбище, могилы которого мы сначала приняли за загоны для лошадей, а Кулпытас перед каждой могилкой – за коновязь. Все мы на тот момент лазали по развалинам в полной уверенности, что это и есть постройки форта. Вопрос только вызывал тот факт, что он находится внизу, а не на самом верху чинков, где бы форту и положено было бы быть. Когда, наконец, сообразили, где мы находимся, испытали большую неловкость.



Исследуя развалины, занимающие довольно обширную площадь, мы делали разные предположения.Возможно, это был посад при крепости, который начал отстраиваться вместе с ней и просуществовал несколько дольше, чем сам форт. Сверху хорошо видно, что посад занимал немалую площадь .



Кладбище



Удивительная, абсолютно ровная плоская степь.



Ночью опять прошел сильный дождь. Выбрались к счастью без особых затруднений. Но уделались степной просоленной грязью по самые ушки. Едем дальше к горе Шеркала.



Перед нами во всей своей красе, овеянная легендами знаменитая гора – Шеркала (Ширкала).



Отложив ненадолго знакомство с Шеркалой, решаем заехать на источник Самал, чтобы пополнить запасы воды. Он располагается совсем недалеко в одноименном ущелье, прямо напротив горы.И не смотря на то, что в нашей дорожной книге стоит пометка, что сам источник не представляет из себя, ничего интересного, а дорога к нему оказалась к тому же сильно размыта, Дима, для которого последний факт как красная тряпка для быка решает всенепременно добраться до источника. В результате провалился в глубокую промоину с бурлящей водой.



Вова на ниссане к этому моменту тоже уже присел. Надо как то спасать Димона, чтобы он потом вытянул ниссан.



Поперек ущелья проходит газовая труба. Под этой газовой трубой и лежит путь к источнику. Лебедку цепляем к фундаменту в оснований проема из газовой трубы. Дима включает лебедку и вроде вытягивается потихоньку, и здесь мы замечем, что труба начинает крениться. И это не Дима вытягивается, а фундамент с трубой к нему ползет. Испугались жутко тому, что сейчас может произойти – лишим весь Мангышлак газа. В результате ничего не повредили, но фундамент с трубой Дима сдвинул см. на 30. Во время остановился.



Без труда преодолев все ручьи и жижу, Джим неожиданно забуксовал в гальке, сев брюхом на большой камень.



В ущелье Самал



Добрались до источника. Он и правда оказался весьма не приглядным – вокруг ржавые трубы, бетонные плиты. Но вода чистая прозрачная.



Познакомились с местными ребятами, которые охотились в ущелье на куропаток.



По дороге сюда их машина также застряла. Вытянули их машину из грязи. Поболтали. Глядя на наших Джимников, смеются, говоря, что такие берут на сдачу, когда в Новосибирске или в Оренбурге покупают Крузаки. Шутка конечно - Джимней у них мы не встречали ни разу. А вот 60 процентов автомобилей Мангистауской области – это крузаки (белые). Остальные 40 мерсы и т.п. и наши ларгусы. Живут богато за счет нефти.



На поход за водой потратили почти весь день. И вот наконец мы у Шеркалы - природного символа Мангистауской области. Со стороны дороги она выглядит как гигантский пирог с прослойкой из взбитых сливок.



А подъехав сбоку каждый увидит в ней знакомые очертания символа Египта - Сфинкса.



Гора Шеркала высота 308 м – большой останец причудливых очертаний, возникший примерно 25 миллионов лет назад в период формирования горных прикаратауских долин в результате поднятия суши из океанических пучин.



Вблизи гора не выглядит такой ровной и гладкой, какой казалась издалека. Да и сходство с кексом и с сфинксом куда то улетучилось.



Окрестности Шеркалы



Лагерь разбили с видом на гору. Вся ночь прошла под топот, гоготание и звуков жевания чего-то у нас из-под стола. Лошади очень ювелирно передвигались между палаткам и машинами – ни разу не задев нас.

Степь в окрестностях этих гор покрывают очень маленькие фиолетовые маки.




      Copyright © 2010-2015 Кудрявцев Вадим Вадимович. Все права защищены.
Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Кудрявцев В.- Doctor__Zlo) и индексируемой прямой ссылкой на сайтhttp://navigatorvnedorog.ru