- 6 -
Алтай. Достопримечательности Чуйского тракта
Лучшее, что нам дает история, — это возбуждаемый ею энтузиазм. (И. Гёте)
Выехав на Чуйский тракт,
пополнили запасы воды и поехали по намеченному маршруту, который ранее нам пришлось изменить для посещения незапланированных мест – о чем мы нисколько не пожалели.
Итак, впереди у нас, как мы их называли, асфальтовые достопримечательности.
Т.е. не съезжая с асфальта на Алтае можно увидеть очень красивые и интересные места.
Едем через перевал Чике-Таман. По Алтайски чике - «прямой», таман «подошва», буквально - «прямая подошва».
Горный перевал на 659 км Чуйского тракта.
Высота перевала всего — 1295 м, но достаточно крутой подъём, спуск — 4 км. Поэтому кажется, что он значительно выше.
Со смотровой площадки открываются потрясающие виды.
Раньше дорога через перевал проходила в другом месте. До начала XX века через Чике-Таман вела конно-тележная тропа с 34 крутыми и опасными поворотами при подъёме.
Со смотровой площадки мы увидели этот путь, заросший растительностью. И для себя решили, что обязательно проедем по
этой дороге. Наперед скажу, что это у нас получилось.
Останавливаемся посмотреть на слияние Большого Ильгуменя и Катуни.
В этом месте находится один из мощных порогов – Ильгуменский.
На этом пороге ежегодно в августе-сентябре проходят соревнования по рафтингу. В этот раз мы наблюдали, по видимому, тренировочный процесс.
Останавливаясь на широком и ровном поле, не сразу заметили, что опять стоим среди курганов.
Вдоль берега Катуни от устья р.Б. Ильгумень на протяжении нескольких километров расположены несколько сотен задернованных курганов диаметром от 2 до 40 метров, а также стелы и изваяния. В 1980-е годы здесь проводились археологические раскопки. Результат налицо.
Далее по маршруту еще один интересный мост через реку Катунь, расположенный в селе Иня.
Это первый в мире двухцепный мост подобной конструкции. Только немного позднее подобные мосты были построены в США.
Построен мост в 1936 году по проекту русского инженера С.А. Цаплина. Является памятником истории и культуры РФ.
С 1970 года не эксплуатируется. Хотя находится в неплохом состоянии, только заменить деревянный настил и, кажется можно ехать.
Горы, окружающие село Иня невысокие и практически лысые, но не становятся от этого менее красивыми и загадочными.
Тем более на широких полях вокруг села , у подножия гор масса курганов и безкурганных захоронений
В окрестностях села Иня находится поминально-погребальный комплекс. Он хорошо виден с Чуйского тракта и включает в себя знаменитые Ининские стелы и курган. Стелы еще называют «оленными камнями» - это вертикально установленная каменная плита или столб с символическими изображениями: серьги, пояс, и т.д. Предположительно Ининским стелам
свыше 5 тысяч лет и они являлись в свое время основой древнего культового объекта. Позже они использовались разными народами в соответствии с существующими у них обрядовыми канонами.
Одна из стел валяется за тремя установленными. А может, этот камень никак к ним и не относится.
Огромный раскопанный курган. Все курганы (а это ведь могилы) разворочены и оставлены в таком виде учеными-историками. Смотрим на это и думаем - Почему бы археологам, потревожившим покойного, не вернуть могиле хотя бы внешний прежний вид, в знак уважения ему и его потомкам, живущим, и по сей день на этой земле?
Дальше едем к месту слияния Чуи с Катунью.
Проезжая по этому участку дороги, мы обратили внимание на странные горы в виде огромных террас. Удивительно, но наше предположение, что здесь не обошлось без воздействия воды, оказалось верным. Позже, мы узнали, что эти террасы – вовсе не горы, а наносные отложения, являющиеся следами деятельности огромных водных потоков. Есть гипотеза, что на Алтае происходили неоднократные прорывы гигантских ледниково-подпрудных озер, что высоко в горах. И эти террасы представляют собой мощные, свыше 240м. над урезами рек, гравийно-щебенистые отложения, включающие в себя валуны и глыбы, пески и супеси. Формирование террас происходило в результате одного мощного прорыва или, что вероятнее, работы нескольких паводков. Судя по мощности отложений террас, минимальные глубины потоков в долинах Чуи и Катуни составляли, по крайней мере, 250 метров. Невероятно, наверно это и был всемирный потоп.
Эти весьма редкие на планете формы рельефа мы встречали в разных районах Алтая.
А вот и место встречи двух красивейших рек Горного Алтая – Чуи и Катуни.
Урочище, где сливаются эти две реки называется –«урочище Сай-Сугат». Здесь пересекались пути различных древних народов .
Проехав чуть дальше, мы посетили один из памятников, оставленных нам предками под названием Калбак-Таш .
Внешне эта обычная скала являлась культовым местом с эпохи неолита. То, что древние выбрали это место, как культовое,
экскурсовод объяснила прохождением торгового пути вот в этом ущелье и переправой здесь через реку.
Самый распространенный сюжет – это изображения копытных животных, охота на них. Самые древние из них были нанесены более семи тысяч лет назад
Кошка, которой хозяин никогда не стриг когти.
А есть рисунки, которые вызвали у всех особый интерес. Что это? НЛО? Инопланетяне? Ракета? А может шаман в своих шаманских одеждах?
Есть существа со странными грибообразными головами и мешком в руке.
Не иначе как ловцы душ. Такая версия действительно существует.
Необычный зверь над их головами является центром всего святилища.
Есть в этом святилище женские камни с особыми рисунками, на которых полезно посидеть девушкам.
Есть каменное кресло и для мужчин
Экскурсию проводила женщина - научный сотрудник, сама 25 лет назад, будучи студенткой участвовавшая в расчистке этих петроглифов от лишайников.
Рассказывала с энтузиазмом очень много интересного и познавательного. Оказывается, цвет лишайников во многом говорит об их возрасте.
Так например яркий рыжий – самый молодой – до ста лет, темным серым может быть как и самим петроглифам по несколько тысяч лет.
Рекомендуем посетить. 120 рублей с человека.
Посидели, отдохнули, едем дальше.
А дальше по маршруту урочище Адыр-Каан, расположенное в Онгудайском районе между селами Иня и Иодро, в ста метрах от дороги.
Это еще один из многочисленных археологических комплексов, состоящий из петроглифов, погребальных сооружений и так называемого Чуйского оленного камня в виде каменного воина - «Сыгын таш».
На стеле выбиты: лицо, кольцо в ухе, лук в футляре и кинжал, а также имеются несколько надписей на старомонгольском.
Возраст каменного воина порядка 2-3 тысяч лет. Относится к скифской культуре.
Стела видимо была не одна, вокруг нее разбросаны обломки еще нескольких стел
В 50 метрах от каменного воина, на скалах набиты рисунки эпохи энеолита-бронзы (3-1 тыс. лет до н.э.) и скифской эпохи (VIII-III вв. до н.э.).
Петроглифы являются составными частями большого древнего святилища, используемого несколькими поколениями еще с эпохи бронзы. Вдоль обеих сторон тракта находятся курганы. Осмотр самостоятельный, бесплатный, экскурсий нет.
Едем дальше в селе Белый Бом невзначай закупаемся монгольскими товарами из верблюжьей шерсти и шерсти яков.
У Белого Бома Чуйский тракт плотно прижимается к высокой отвесной скале
из белого известняка (отсюда и название Белый Бом) и к реке Чуя. В самом узком месте, за селом Белый Бом, стоит обелиск памяти погибшим красногвардейцам.
Подвесной пешеходный мостик через Чую.
Сразу за Белым Бомом (Ак-Бом) видим памятник Кольке Снегирёву. У памятника имеется много мест для парковки.
Установлен герою известной песни про Кольку Снигерева. Посвящен всем водителям, погибшим на Чуйском тракте.
На постаментах таблички со словами песни .
|