навигация для внедорожных
путешествий и приключений
тел. +7-962-928-30-59
nextzone @ mail.ru

главная страница статьи наши поездки

-   2   -

Это Алтай, детка

Едем по Чемальскому тракту

Кто путешествует, тот познает.

     И вот мы на Алтае. Начинается наше долгожданное путешествие по неизведанному нами краю. Поскольку мы знали, что Костя и Лиля на Mitsubishi L200 едут двумя днями позже и нам надо где-то их подождать, мы заранее наметили места, которые можно посмотреть, не забираясь вглубь Алтая, и уже после, собравшись полной командой, намеревались отправиться в большое путешествие в горы. Однако, мы все же рассчитывали, что проехав Горно-Алтайск (столицу Республики Алтай) мы уже попадем в безлюдные, труднопроезжаемые, таинственные места. Какими наивными мы были… Оказалось, что все достопримечательности рядом с Горно-Алтайском очень легкодоступны и поэтому весьма популярны у туристов . Идеально ровный асфальт, обилие турбаз , ресторанов , кафешек и толпы отдыхающих. А мы-то приехали за «неизведанным», на подготовленных машинах. Особенно Димин Дефендер – монстр на 37 колесах вызывал восхищение отдыхающих туристов и они охотно фотографировались с этой «достопримечательностью».
Поняв, что такой туризм нам не интересен, мы решили всё-таки найти, где кончается асфальт и начинается «незатоптанный» Алтай. И мы решаем проехаться по Чемальскому тракту (до этих пор мы ехали по Чуйскому). Поскольку по описаниям и картам Чемальский тракт тупиковый и другого выезда оттуда нет, то по всем расчетам эта поездка «туда и обратно» до места встречи с Костей и Лилей должна была занять два дня, как раз то, что нам и нужно.
В Усть-Семе свернули с Чуйского тракта на Чемальский. В 30-е годы Чуйский тракт хотели проложить именно здесь, даже начали строительство силами заключенных, но потом это решение отменили по непонятным причинам, расстреляв главного архитектора (по рассказам местных). Если бы стройку все же осуществили то, дорога была бы короче, миновав несколько перевалов, практически до Монголии.
До Чемала идет хороший асфальт, туристов стало поменьше.
Смотрим старый разрушенный мост через реку Куюм. Он был построен в 20-х годах 20 века полностью из дерева. Две опоры по обоим берегам в виде сруба 5х5 и высотой около 12 м. Длина моста 30 м.
В фильме В.М.Шукшина «Живет такой парень», главный герой много раз проезжает по этому мосту.
деревянный мост
Река Куюм впадает в Катунь. река
Едем дальше – центральная улица Чемала.
Чемал
В Чемале заезжаем посмотреть монастырь на острове «Патмос». Назван в честь небольшого греческого острова Патмос, где когда-то жил и молился святой апостол Иоанн Богослов. В 1915 году на остров был перенесен старый Иоанно-Богословский храм из села Чемал (в селе к этому времени была построена новая церковь иконы Божьей Матери «Всех скорбящих Радость»). В 1920-е годы храм на острове был уничтожен, а в 2000 году построен заново и сейчас является женским скитом Барнаульского Знаменского монастыря.
В настоящее время там проводятся службы, остров может посетить любой желающий.
Попасть на остров можно только по подвесному пешеходному мосту, растянутому на высоте около 15 метров над бурлящей Катунью. Интересное место, к сожалению мы попали в выходные – самое время для туристов, очередь на 2,5-3 часа - пускают по 6 человек. С берега хорошо виден лик Богородицы, высеченный на скале.
остров Патмос лик Богородицы
После Чемала дорога стала грейдером, туристическая «инфраструктура» кончилась, стало видно природу. Видим реку Катунь во всей ее красе, а не через заборы турбаз.
дорога грейдер скала на берегу катуни
Катунь – самая крупная река Горного Алтая. Ее протяженность – 688 км. Свое начало Катунь берет на южных склонах горы Белуха, из ледника Геблера. Название реки связывают с алтайским словом «кадын» - «госпожа, хозяйка». Эта «госпожа» необычайной красоты с очень бурным и стремительным нравом и холодным сердцем. Близко к себе не подпускает – мало того, что температура не выше 5 - 10 градусов, так еще крутит и вертит у самого берега с такой мощью, что не находится закаленных смельчаков желающих купнуться в ее молочно-изумрудных водах. Только оранжевые сплавщики нет- нет, да пронесутся мимо с воплями , крепко вцепившись в борта своих лодочек. Как рассказывают местные, каждый год немало забирает к себе «хозяйка», желающих ее покорить.
река Катунь река пейзаж Алтая остров на катуне скала долина катуни скала
За селом Еланда еще издалека увидели недостроенную ГЭС на реке Катунь. Завернули посмотреть .
От ее строительства отказались в 70-х по экономическим и экологическим соображениям.
гэс на катуни гэс
Местные ребятишки в заводях , образовавшихся в результате недостроя ловят рыбу. Мы чуть не побежали расчехлять свои удочки, которые естественно, как заядлые рыбаки взяли с собой в край озер и рек.
Но увидев размер рыбешек 2 -3 см, решили оставить это дело на потом.
рыбалка пейзаж Алтая
Далее по дороге видим пещеру. Оказалось, это Штольня №1.
Прорублена в 70-х годах для оценки горных пород в месте будущего строительства Катунской ГЭС.
Дима и Степан, обув сапоги и взяв фонарики, отправились исследовать подземелье.
штольня
Вот, что они увидели
подземелье Оказалось, что в штольне любят прятаться от жары коровы и овцы. И из-за этого заполняющая дно пещеры вода пополам с навозом. Запах и консистенция соответствующие.
спелеологи
Далее по дороге наткнулись еще на одну рукотворную пещеру.
Штольня №2 поинтересней, расположена на высоте около 20 метров и имеет бетонную арку входа. спелеологи
Увидев внутри штольни бетонные кубы, пронизанные стальными трубами, мы решили, что в ней наверное проводились какие-нибудь секретные исследования.
спелеологи
Едем дальше, по долине реки Катунь.
дороги алтая
Впереди водопады, наскальные рисунки, а по пути просто потрясающие виды.








Проехали село Куюс, долина Катуни сузилась, местами став ущельем. Дорога пошла вдоль гор, а в местах, где скалы подходили к реке вплотную, стала каменистой грунтовкой с узкими прижимами .


Далее по плану Археологический памятник «Айрыдаш» - наиболее древнее расположение петроглифов на реке Катунь. При подготовке маршрута мы нашли координаты петроглифов и ехали на эту точку. И вот «картина маслом» - подъезжаем мы к точке по глухой безлюдной дороге, а там стоит и ждет нас тетенька. Оказалось это экскурсовод - смотритель Надежда Александровна каждый день на мопеде приезжает из Чемала и проводит экскурсии. Забегая вперед, скажу, что многие территории в том числе и на которых располагаются архитектурные или природные достопримечательности взяты местным население в аренду
( под турбазы, кафе, пастбища и т.д.). В связи с этим за присутствие на них или проезд через них просится плата (30-100р.). Как правило, предоставляются какие-нибудь услуги, например экскурсовода.
И так заплатив по 70 рублей с человека (Степан Дмитриевич бесплатно), мы прослушали интересную лекцию.

наскальные рисунки
Внезапно хлынувший дождь, смочив камень, сделал рисунки еще четче. Основная часть рисунков изображает животных: оленей, лосей, козлов.
петроглифы
рисунки на скале
Общее число изображений Куюсского грота около 200. По мнению ученых, несколько крупных фигур оленей, выбитых на скалах, живописно нависающих над небольшим гротом, датируются неолитом и являются самыми древнейшими рисунками в петроглифах Алтая. В результате раскопок в основании грота, было выявлено, что грот использовался в качестве святилища на протяжении нескольких эпох – от неолита до эпохи раннего железа. В данный момент грот представляет собой скалу со следами копоти от очага. Видимо, его свод обрушился еще много веков назад.
грот
Далее по маршруту водопад Бельтырьеск. Дорога наконец-то стала интересной, пейзажи просто завораживающими. «Это Алтай, детка!» - вот такой Алтай мы хотели увидеть.






А вот и водопад. Над ним хлипкий деревянный мостик, проезжаем по нему, останавливаемся и идем смотреть водопад.

Водопад располагается на реке Бельтертуюк, которая является правым притоком Катуни. Водопад имеет два каскада: верхний, высотой 29 м.

Нижний каскад – 10 м, под мостом, у берега Катуни.

Подходит радушный алтаец и говорит: «Проезжайте дальше, там можно развернуться и есть кафе». Заезжаем на площадку. Оказывается в этом месте алтаец обустроил разворот, т.к. дальше дороги нет.Вот он конец нынешнего Чемальского тракта.


Улыбчивый алтаец догоняет и объявляет, что въезд на эту территорию платный, эта земля арендована и пытается предъявить документы на аренду. Спрашиваем цену – по 100 руб с машины. Деваться некуда на узкой дороге, прижатой к скалам развернуться больше негде. Ну что ж, пусть человек заработает, тем более мы решили выведать у него «секретную» информацию про дороги и интересные места. Достав бумажную карту, мы с Димой пытаем алтайца Сергея на все 5000 рублей.
Узнаем очень много интересного.

Выяснилось, что с Чемальского тракта есть дорога через горы на Чуйский тракт.
Можно "срезать" примерно 200 км.
-Но дорога через перевал, очень плохая и вы там не проедете - говорит Сергей. Потом посмотрев на Дефендер, алтаец говорит:
-Ну вот этот может проедет, а Джима сразу оставляйте внизу - он точно не проедет. Ну если только будет сухо и к Дефендеру тросом…. И тут говорит такую фразу (потом ее не раз вспоминали) :
« Ну если духи пустят- может и проедете»

Перекусываем в кафе вкусными блинчиками с алтайским медом, которые готовят две алтайки. Каждый день девчонки приезжают на УАЗе-буханке, привозя на ней всю кухню и припасы.

Потом мы спросили алтайца, где остановиться на ночь чтобы не вторгаться в чужие владения. Он посоветовал пляж на берегу Катуни – красивое место и земля спорная, т.е. никому не принадлежит и никто не потребует плату за стоянку. Туда мы и отправились на ночевку.


Вечером, обсудив полученную информацию, решаем изменить планы и ехать через горы. Всё-таки мы искали «неизведанный» Алтай. Так как там сотовой связи не было, Дима отъехал до Куюса и связался с экипажем эльки. Место встречи было перенесено к Ороктойскому мосту. Всё, можно отдыхать и любоваться пейзажами.

По всему Алтаю: в степях, долинах, горах и высоко в горах свободно пасутся коровы, лошади, овцы. Много, очень много коров и лошадей. Куда бы мы впоследствии не забирались, в какой бы глуши не были, нас как будто преследовали эти жирные коровы и кони. Чтобы поставить палатку всегда приходилось расчищать место от их навоза. И тем не менее они являются прекрасным дополнением восхитительных Алтайских пейзажей.
Утро на Катуни.







Хозяйки кафе, где мы пили чай с блинчиками, поведали нам, что от Куюсского грота до водопада на всех крупных камнях у самого подножия гор имеются петроглифы. Местонахождение называется Кызык-Телань и оно является культовым для самих алтайцев. Нам захотелось самим их отыскать.


К сожаление рисунков мы не нашли. Камней оказалось так много и они все заросшие лишайниками. Позже мы узнали, что петроглифы, которые мы можем видеть - это результат долгой и кропотливой их расчистки от многовековых наростов лишайников археологами. К тому же опять пошел сильный дождь.
Едем к Ороктойскому подвесному мосту к месту встречи , откуда уже все вместе продолжим путь к Чуйскому тракту через горы. Собственно там и начнется наше большое путешествие по Алтаю.





Внизу, под мостом яростная Катунь образует мощные водовороты – это Порог Тельдекпень. С Алтайского переводится как – «дорога поднялась». Огромная масса воды сжатая скалами образует хаотические струи и водовороты. В пороге как будто 2 ступени , одна на входе - небольшой слив и вторая на выходе – более мощный, как раз под мостом. Пороги находятся в длинном скальном коридоре. Ширина Катуни в этих местах составляет от 20 до 40 м, а глубина, по некоторым данным, составляет 70 м. Черные скалы придают этому месту некую суровость и мрачность. А может это просто дождь навеял.



Встретившись с ребятами у моста, мы как и планировали сразу рванули в горы.
Да вот еще, про дороги, те, по которым мы ехали до сих пор - где был асфальт и так все понятно, а по грунтовкам Чемальского тракта - без проблем проедет любая легковушка.
Что не скажешь про дороги, которые у нас были впереди.




      Copyright © 2010-2015 Кудрявцев Вадим Вадимович. Все права защищены.
Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Кудрявцев В.- Doctor__Zlo) и индексируемой прямой ссылкой на сайтhttp://navigatorvnedorog.ru