навигация для внедорожных
путешествий и приключений
тел. +7-962-928-30-59
nextzone @ mail.ru
НЛО в горах
главная страница статьи наши поездки


-   9   -

Алтай. Плато Укок. Принцесса Укока

Важен не только конечный пункт, но и сам путь.
Нужно иногда позволять ему вести тебя.

      Сразу после спуска с перевала Теплый ключ начинается высокогорное плато Укок.
Вот оно, одно из самых загадочных мест на карте России! Плоскогорье Укок занимает крайнее южное положение на территории республики Алтай. Находится на стыке государственных границ Казахстана, Китая, Монголии и России. Плато находится на высоте 2200-2500 м.
Чтобы не забыли, как надо себя вести, на плато стоят вот такие информационные щиты:

горы

Но, несмотря на это здесь планируется строительство газопровода и скоростной автотрассы от Кош-Агача через Укок в Китай . Плато хоть и высокогорное, но окружено горами, которые еще выше.

горы

Ослепительные белые вершины сопровождают нас на всем протяжении поездки по Укоку. Самая высокая гора в обрамлении плато Укок - г. Найрамдал достигает высоты 4374м.

горы

Едем дальше, и дорога плавно превращается в длинный и глубокий брод. Объехать нереально – вокруг болото. И в болоте видны глубокие тупиковые колеи тех, кто попытался. Будем штурмовать. Первым едет самый высокий и самый проходимый Деф – напомню на 37 колесиках. Брод вначале вроде неглубокий, но потом глубина циклически нарастает, и вода подступает всё выше и выше. Да еще дорога-брод поворачивает под конец под прямым углом. Димон, гоня волну-цунами, проходит брод, комментируя по рации, где по куда.

горы

Следом Костя, более сдержано, но без волны тоже не обошлось.

горы

На заднем плане этого фото, если присмотреться виден Джим, «плывущий» по броду по капот. А вот, тот же вид поближе, глубина - по самый шноркель.

горы

Вид Джима, который героически боролся со стихией, очень понравился зрителям на берегу. А внутри было жутковато – волны периодически перехлестывали через капот. Мне на ноги стала литься вода откуда-то из-под торпеды - блин, не заглохнуть бы в этой пучине!

горы

Вот еще пара видов снаружи и изнутри:

горы горы

Наконец, а казалось, что плывем уже полчаса минимум, долгожданный берег. Встречающие до последнего не верили, что мы выплывем.



И вот он, финиш заплыва, Джим выскакивает на сушу, сбрасывая с себя воду как большой тюлень.



Правда, при этом выскакивании, я поймал огромный валун, который притаился в воде и был не виден. Джим перепрыгнул, но оторвал пластмассовый порог. Спасибо Косте - он увидел это и в ту же секунду прыгнул в воду и спас оторванную деталь. Порог был привязан на крышу к рейлингу. Ревизия показала, что у Татьяны под ногами сухо, а вот у меня – до сидения вода. Снял коврик – он насквозь в воде. Вынул пробку в полу, слил воду. Коврик скрутил и тоже отправил на крышу к порогу, сушиться.
Забегая вперед, скажу, что эта парочка (порог и ковер) так и ехали дальше на крыше прямо до самого дома. Ну, оправились, едем дальше.
Горный массив Табын – Богдо-Ола, вдоль которого мы ехали целый день .



Поднявшись на небольшой пригорок (по сравнению с горами , окружающими нас) увидели необъятные просторы высокогорной степи.



На заброшенную погранзаставу , которая находилась по другую сторону реки Калгуты,не поехали, и, наверное, правильно, зато нашли древние столбы. К сожалению, мы нигде не нашли никакой информации об этом, несомненно памятнике древности, хотя находится он недалеко от местонахождения знаменитого захоронения, так называемой, принцессы Укока.



Пока все осматривали и фоткали столбы, Татьяна забралась на гору, с которой мы ранее съехали и запечатлела пейзаж. Оказалось, что вся равнина в курганах. Видны круги разных размеров, и маленькие, и большие, и огромные. Круги в кругах.



Вокруг снуют суслики – в траве натоптаны их тропины.



И наш путеводный Panasonic CF-29, всегда в строю.



Дальше по дороге был еще один брод, но после первого так, ерунда, проехали как по сухому.



А дело уже к вечеру, надо искать место для ночлега. Решили забраться в ближайшие горы, спрятаться от ветра. Вперед выпустили нас на Джиме – у нас же путеводный ноут.



Забрались в горы и наткнулись на чабанское зимовье. Маленький деревянный домик, большое сооружение для скотины и кучи нарезанного навоза сушатся к зиме – это топливо вместо дров.



Зимовье расположилось в впадине, между холмами, поэтому здесь не так ветренно.Очень странная крыша у дома, словно просто навес.



Хозяев нет, они вернуться сюда со стадом ближе к холодам, сейчас пасут скотину внизу, на летних пастбищах. Решаем что можно здесь «погостить» одну ночь. Зашли на экскурсию в домик:



Не богато, много шкур – и овечьих, и волчьих и даже медвежья. Живут же люди!
Лагерь готов, ужин и спать - уже стало темнеть. Рядом, за ближайщей грядой, шумит река или водопад – как будто 5 электричек одновременно едут. Глянули с высоты нашего места дальше на плато и увидели в сумерках долину черных болот с глазками блестящей воды. Вот завтра будет приключение! Как там ехать?
Настало утро, открываем палатку - любуемся видом на снежные вершины:



А уж когда выбрались, вид просто восхитительный на гору Найрамдал:



Молодежь спит спокойным сном, мы же, попив кофе, отправляемся на разведку дальше в горы. Смотрим на напугавшее нас болото, а нет его! Такое вот оптическое явление!
У зимующих здесь есть все удобства и баня (русская) и домик-туалет, почему то на очень приличном расстоянии от дома.



Оказывается, рядом с зимовьем есть озеро, правда слегка обмелевшее.



Залезли еще дальше-выше, Снежные вершины вроде совсем рядом. И мы тут.



На одной из местных вершин - старый обветренный крест.



В горах, несмотря на суровый климат и сильные ветра растут очень красивые цветы.



Вернулись в лагерь, народ проснулся, собрались, поехали дальше. Благо погода чудесная и болото вечернее пропало. Дорога, а точнее сказать направление лежит через речки, через броды и по высокогорной степи.



Один брод короткий, но очень глубокий. На дне колея от «Урала» и камни. Когда преодолевал его, Джим проплыл пару метров, я почувствовал, что руль стал свободным.



В озере (называется Гусинное) отражаются горы – не поймешь где гора, а где отражение.



Рядом с озером увидел алтайцев на двух УАЗах и ЗИЛке – подъехал поклянчить бензина. Бензина у самих мало, не дали, но посоветовали попросить у погранцов. Сами живут в палатке, а рядом построили дом - сказали, что будет стойбище. Поехали дальше, вдоль дороги старая колючка – раньше здесь было построже, несколько линий заграждений.



Поднимаемся на горку, смотрим вниз, а там ледник. Огромный кусище льда лежит на полдолины.



Татьяна героически осталась на горе и сфоткала машинки и людей-муравьев. Вот такой он большой, ледник.



Дождался я своего штурмана, фото на память.



Ледник впечатляет:



А где Джим Джимыч? Тоже ведь член экипажа, точнее, он экипаж сюда и привез. И с ним фото:



Поехали дальше, и тут через дорогу вальяжно перешел сурок.



Уселся на камень и разглядывает нас.



Сурок – это вам не суслик! Здоровая тварюга. Норы роет – вход как в метро. У сусликов тропки в траве натоптаны, а у сурка – дороги, прямо грейдеры сурковые. Потом нашли клык этого зверя – рядом рука Татьяны для сравнения.



Дорога идет дальше, где-то ровная, где-то не очень.



И вот река Ак-Алаха, через нее построили новый мост.



После реки повернули налево и, проехав по степи, оказались в интересном месте – здесь была найдена принцесса Укока.



Обследуем сокральное место. Памятник состоит из 2 курганов. Исследования начались в 1993 году. К этому времени курган был уже полуразрушен, ещё в древности его пытались ограбить.
В наше время памятник подвергся разрушению в связи с сооружением пограничных коммуникаций, а в шестидесятые годы, во время конфликта с Китаем, в этом районе был построен укрепрайон, материалы для которого брались из курганов.
В кургане обнаружилось захоронение эпохи железа, под которым располагалось ещё одно, более древнее. В ходе раскопок археологи обнаружили, что колода, в которую было помещено тело похороненной женщины, заполнена льдом. Именно поэтому мумия женщины хорошо сохранилась. Погребальную камеру вскрывали несколько дней, постепенно растапливая лёд, стараясь не навредить содержимому.
Двойной курган - захоронение принцессы Укока.



Вообще- то в этой степи находится не только захоронение так называемой принцессы, но множество других курганов , каменных столбов, как и на предыдущем поле с каменными столбами, но почему то именно это захоронение окутано ореолом мистики и таинственности и, по- видимому, в связи с этим приобрело всемирную известность.



Так предположительно выглядела принцесса Укока, которая как выяснилось была вовсе и не принцессой, а шаманкой и умерла в возрасте 25 лет от вполне земной болезни - рака груди. Реконструкция



Около памятника стоит буханка – алтаец привез туристов. Этот алтаец оказался представителем дирекции заказника. Он записал нас в тетрадку – это оказалось вместо разрешения, которое мы не смогли получить в Кош-Агаче. Разговорились – алтаец рассказал очень много интересного. И про Укок, и про принцессу, и про алтайцев, и про обычаи. Разговаривали полчаса или больше.



Поклянчил бензин – не дал, к погранцам направил. Ну и поехали мы дальше, как раз к погранцам – надо было отметиться на заставе.



Это обязательно, а то будем нарушителями. Рядом с заставой фото-видео съемка запрещена (хорошо, что предупредил погранец-всадник), увидят – сотрут как минимум, а могут и камеру конфисковать. Но в Джиме нелегально работал видеорегистратор, несколько фото с него.



У нас собрали паспорта и пропуска, унесли оформлять. Я прикинул запасы бензина – здесь точка невозврата. Залил в бак предпоследнюю 10-ти литровку. Стал просить у пограничников бензин – не даром, за деньги, не продают. Строго у нас тут, говорят. Ну, тогда ребята дальше поедут, а я тут их ждать буду – а то обратно не доеду. Слово за слово, вроде уговорил, дадут на обратном пути 10 литров, но у них только 80-ый. Как раз старшина будет, который за топливо отвечает, он вроде даже из Подмосковья родом, договоришься с ним. Тут нам вернули документы, проинструктировали, куда ехать не надо – там Китай, там Казахстан.
И поехали мы на озеро Укок. Объезжаем погранзаставу.



Едем вдоль долины реки Ак-Алаха. Она берёт свое начало из Канасского ледника северного склона хребта Южный Алтай , западнее перевала Канас.



Весь путь до озера Укок любуемся снежными вершинами хребта Южный Алтай
Ледник, дающий начало бурным водам реки Ак-Алаха.



Погранзастава осталась далеко позади.



Масштабы окружающих нас горных хребтов настолько велики, что пейзажи вокруг нас на всем протяжении пути практически не меняются - едем и едем, а горы все теже.



И вот вдалеке в дымке показалась синяя гладь озера Укок.



В планах было зависнуть на берегу озера на пару дней, порыбачить, отдохнуть. Ребята рванули по колее к озеру, вроде колея ведет на высокое место. Мы же пока фоткали горы, чуть поотстали, когда подъехали к точке схода на колею, ребята уже заехали по ней в болото. В рации слышно как они там барахтаются.



Мы прикинули по карте – вроде с другой стороны есть место повыше, попробуем по целине, но по сухому. Я потихоньку еду, Танюха идет впереди, ведет разведку дороги.



Ух, наколбасили мы трек! Вроде и по карте рядом, и на местности – вон за тем бугорком озеро, а на деле час точно узоры рисовали. И ручьи перепрыгивали, и болотца объезжали, и от камней увертывались. Вот оно, озеро наконец-то:



А в рации ребята нас ищут – «Вы где? Мы вас не видим! Едем вдоль озера, берег болотистый, не встать нигде.» И тут мы из-за бугорка прямо к ним выскакиваем. Прямо, точно в точку встречи!



Созываем собрание, смотрим берег и озеро.



Вокруг конечно очень красиво, но берега болотистые, встать толком негде. Да еще из этих болот в честь солнечного теплого дня вылетела туча кровососов – слепни размером чуть меньше воробья и комары, злые как собаки. Сожрали до костей. Полюбовались быстренько на красоты, и бегом от озера, по нашему треку на дорогу.



И вот опять, вдалеке, появилась застава.



Опять заезжаем на заставу – предупредить, что не 2-3 дня на озере проведем, а уже уехали. Я умоляю бензина продать. Выходит старшина, и если кратко, то рассказывает, как им надоели туристы – как лето, то бензина дай, то сломаются, то машину утопят, то границу пересекут.
Ну, что сказать, виноваты! Но без бензина не уеду, берите нас тогда на службу по контракту вместе с Джимом. Кстати на Джима погранцы с интересом смотрели – редко такие маленькие машинки на таких маленьких колесиках сюда забираются. Всё больше УАЗы-Крузаки-Патролы, и колеса 33 минимум, а в основном 35-37 дюймовые.
Ладно, дадут бензина 10 литров, но на таком условии: денег не надо, приедешь в Кош-Агач, купишь канистру, зальешь бензин ( можно и 15 литров, если не жадный) и эту канистру дежурному на воротах погрануправления вручишь. А они ее потом на заставу передадут. Реально первый раз в жизни я не смог у вояк бензин купить! Небывалый случай!
Зато теперь я замесил военный 80-ый в бак, чтобы хоть 92-ой получился, и поехали искать место для ночевки. Заезжаем за мост, там, на берегу реки развалины какого-то глинобитного сооружения.
При близком рассмотрении, оказалось, домик был выложен из кирпичиков, сделанных из конского навоза.



А чуть подальше отличное место на берегу реки Ак-Алаха, где мы и разбиваем лагерь. Ужинаем, наблюдаем сначала закат, потом фантастически звездное небо.

Прогуливаясь по берегу реки, нашли много старинных подков разного размера. Будет нам счастье.




      Copyright © 2010-2015 Кудрявцев Вадим Вадимович. Все права защищены.
Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Кудрявцев В.- Doctor__Zlo) и индексируемой прямой ссылкой на сайтhttp://navigatorvnedorog.ru