навигация для внедорожных
путешествий и приключений
тел. +7-962-928-30-59
nextzone @ mail.ru

главная страница статьи наши поездки

-   4   -

Загадочные горы Алтая

Вот бы добраться до этого места, где поднялись до небес горы и лес.

Итак, вняв советам алтайцев посетить красивые места, куда никто уже давно, по их словам, на автомобиле не заезжал, что весьма заинтересовало некоторых членов экспедиции на очень больших колесах, посоветовавшись между собой, мы воодушевленные предстоящими приключениями, трогаемся в путь. Нам предстоит проехать по горам и долинам Семинского хребта. Начало не плохое, дорога определяется . Пейзажи просто потрясающие.

альпиийский луг субальпийские луга молния маральник загон

Назначение этих загонов мы так и не поняли. Судя по вытоптанности, они явно используются, рассчитаны на небольшое количество скотины, но мы видели их всегда пустыми, а коровы, лошади и овцы огромными стадами пасутся свободно по всем долинам и даже очень высоко в горах.

загон в горах

Вечные наши сопровождающие – шустрые и любопытные суслики. И даже на них, как видно из фото, нападают клещи. Кстати про клещей: во всех населенных пунктах и местах вероятного пребывания туристов висят таблички «Осторожно клещ». Это постоянно напоминало нам о мерах предосторожности. Некоторые из нас заранее сделали прививки, и тем не менее все равно использовали спреи от клещей. За всю поездку мы к счастью даже не видели этих вредоносных насекомых. Местные нам объяснили это тем, что закончился активный период для клещей - это май-июнь.

суслик

А вот и первое препятствие – горная речка, которую нам на протяжении всего нашего восхождения пришлось пересекать несколько раз.

каменнистая дорога горная речка река в горах гора горная река

Таких живописных альпийских лугов в горах Алтая предостаточно, но не все они естественного происхождения. Много из красивейших лугов являются делом рук человеческих. Алтайцы расчищают склоны от леса под пастбища. Пни выкорчевывают и оставляют там же, а стволы вывозят. Все дома у них срублены из этих лиственниц и имеют характерный для этого дерева красновато-рыжеватый оттенок.

северный Алтай елань в горах луг в горах альпийские луга

Вот после такой деятельности и осталась до определенного места так называемая дорога. Но и она вскоре закончится

горная дорога

Окружающий нас ландшафт изменяется постоянно: альпийские луга меняются то на луговую тундру, заросшую кустарниками, известными у нас как лапчатка, то на каменные россыпи, похожими на гигантские каменные водопады и реки. По этим россыпям нам и приходилось передвигаться большую часть пути, что весьма трудно и утомительно.

луговая тундра каменная речка каменистые россыпи горная дорога

Пересекали не однажды речку. То с левого берега на правый .

северный Алтай елань в горах

То с правого - на левый . Река не глубокая , но каменное дно скрытое бурными потоками делало это мероприятие по ее пересечению даже опасным. Вероятность сесть на огромный валун, провалиться и зажать колесо между острых камней была очень высока. Поэтому первым штурмовал брод естественно Дима на Дефе. Вообще-то Дима всегда и везде был первым, что опять же вполне естественно.

Ехали и по горным ручейкам тоже. ( Некоторые фото сделаны с видеорегистратора, с телефона, большая часть фотоаппаратом. Поэтому качество и цветопередача сильно отличаются.)

каменистая дорога

Как менялись пейзажи вокруг нас, так и погода не отличалась постоянством. То накрапывал дождь, то лил ливень, то выглядывало яркое солнце, делая окружающие нас виды просто завораживающими.

каменистые россыпи горная дорога

Долго ли коротко ли ехали, а уже и смеркаться начало. Стали подумывать о месте для остановки на ночлег. Острые камни ( для ночующих в палатке) и сильный уклон (для всех) были отягчающими обстоятельствами при выборе места для лагеря. Мы даже подумывали заночевать в стволе этой могучей лиственницы.
Но поскольку это возможно было только стоя или сидя, решили поискать другие варианты.

лиственница

Отъехав от дерева примерно метров 200-300, мы оказались на вполне ровном лугу . Стало быстро темнеть и мы решили здесь и заночевать. Дальнейшее описуемо, но необъяснимо.
Далеко на краю поля, у самого склона горы, мы увидели заброшенный дом.

в горах

Ребята решили прогуляться до него – им особой подготовки к ночлегу не требуется т.к спят они в машинах.
Мы же, пока вновь не полил дождь, решили разложить палатку, а потом присоединиться к ним. Так и сделали. Когда подходили к дому, мы отметили его размер – огромный двухэтажный , что очень необычно для тех мест. «Просто какой-то старинный барский дом или заброшенная турбаза»- подумали мы. Ребят около дома не оказалось, и мы зашли вовнутрь дома. На первом этаже была абсолютная тишина и темь, мы пожалели, что не взяли с собой фонарики. В конце лестницы ведущей наверх было светлее.
Поднявшись, мы увидели ребят , молча разглядывающих большую залу в которой мы оказались. Много окон второго этажа, которые мы видели снаружи дома, были окнами этой огромной комнаты, поэтому здесь было относительно светло.
Убранство было простым – посреди комнаты огромный (метров 5) стол, стулья с высокими спинками.
На столе, на белых , тряпичных салфетках стояли тарелки, столовые приборы. Все как обычно, и все же учитывая, что мы в горах и не встретили пока еще ни одного человека, это было странно. К тому же, над столом висела шикарная люстра из белого, синего и прозрачного стекла. Без всяких висюлек, присущих хрустальным люстрам, но с витиевато изогнутыми стеклянными элементами. И очень большая.
В правом углу находилась печь, словно и впрямь мы в барском доме. Мне показалось, что она просто побелена, кому то, что в изразцах. Вот и весь интерьер.
Разглядывая печь, мы увидели дверной проем в другую комнату. Могу поклясться, ну не было его до сих пор. К тому же, в комнате за столом, боком к нам сидел мужчина, глядя, куда- то перед собой совершенно не обращая внимания на нас, словно нас и нет. Мне показалось , что неловкость за вторжение в чужое жилище испытали все. Потому что, не сговариваясь, мы все молча, тут же покинули этот странный дом. Надо сказать, что никто не произнес ни звука, за все время нашего присутствия в доме. Мы быстро вернулись к машинам и опять же, молча, не сговариваясь уже в полной темноте, уехали из этого места. Палатку, не собирая, мы просто запихнули в машину. Уже дома, случайно на телефоне, мы увидели это фото. Кто из нас и когда сделал этот снимок , мы вспомнить не смогли.

таинственный дом

Уехали мы не далеко, так как ехать по острым камням да еще в темноте не очень веселое занятие. Да и место вокруг было ровное. Остановились. Вновь раскидывая палатку, мы поняли, что впопыхах не собрали колышки. Придется завтра за ними вернуться – хорошо, что не очень далеко. Не обсуждая произошедшее, не делясь впечатлениями, мы молча разошлись спать.
Подойдя к палатке, мы поняли, почему всех нас била дрожь. Это был не страх, это был просто мороз. Палатка, машина , все покрылось льдом. Это было неожиданно.
Просыпался наш экипаж всегда раньше всех. Вот и в этот раз, встав раньше всех, мы увидели, что река близко и наконец, в первый раз расчехлив удочки, пошли рыбачить.

лагерь в горах рыбак

Засадив между камнями несколько блесен и ничего не поймав, пошли за забытыми нами колышками от палатки. Поскольку мы отъехали по нашим расчетам не далеко, то идя по своей же колее, мы все время вглядывались вдаль луга, ища дом, как ориентир. Но дойдя до дерева, у которого все фотографировались накануне и, запечатлев его еще раз уже при свете дня, мы весьма озадачились. Ведь вчера у этого дерева мы стояли до того как увидели дом.

дерево с дуплом

Пошли назад. По нашей колее, по примятой траве от палатки, нашли место, где она стояла. В конце концов, нашли колышки. Но дома не было. Прошли в сторону его вчерашнего месторасположения. Дома нет. Обалдевшие, вернулись в лагерь. Оказалось это были еще цветочки. Наш рассказ о том, что мы не нашли дом, не вызвал у ребят ни какой реакции кроме недоумения - по поводу какого дома мы так взволновались. Оказалось никто из них не помнит ни дом, ни то, что были в нем. Это было просто невероятно. Мы все время пока все завтракали, пытались обсудить эту для нас загадочную историю. Результат - тот же – «Какой такой дом? Ничего не видели. Вы что, прикалываетесь? Если даже сами не нашли этот дом». Вот такие дела.
Между собой мы еще весь следующий день обсуждали произошедшее, пока наше внимание не перехватили другие события и впечатления.
Ну, что ж едем дальше. Объезжая камни , Джим поскальзывается и его сносит в промоину от ручья.

каменистая дорога засрявшая машина горная дорога

Выкарабкавшись , продолжаем путь. Чем выше мы поднимаемся , тем ниже кажутся горы. Вот они стали выглядеть холмами.

вершина горы машина в горах скалы алтай

Мы уже достаточно высоко. Об этом мы узнаем, не только сверившись с высотомером, но и по кедрам, сменившим лиственницы.

каменистые россыпи горная дорога

На нашем пути оказалось стойбище .

стойбище овец в горах

Вскоре прискакавший на лошади чабан рассказал нам, что здесь кроме него никого нет и дальше уже, не будет. На ветках всех кедров, среди которых стоит стойбище висят лоскуты мешковины . Чабан поведал нам, что это для отпугивания волков, которые все время норовят стащить овцу и это, несмотря на все принятые им меры, волкам периодически удается. Также от него мы узнали, что мороз в июле здесь обычное дело, поскольку это самое влажное и суровое место Северного Алтая. Мы попытались расспросить его и о доме, но он сделал вид, что не услышал или не понял нас.

овцы в горах чабан

Еще он нам сообщил, что мы первые кого он видит здесь на машинах т.к. никто не ездит – просто невозможно проехать. Но мы, ведь приехали и собираемся ехать дальше. Тем более Дима по рации сообщил нам, что они уже на месте и ждут нас. Значит они уже на вершине горы – куда мы и стремимся.
Но прежде нам надо преодолеть каменистые россыпи и заболоченные места, которые Дима на своем монстре проезжает, как нам кажется, даже не замечая. Но для Джима и Эльки это вполне ощутимые препятствия. Не столько болота – Джим легкий и проскакивает их на ура, но вот валуны и глыбы мы преодолевали буквально по сантиметрам.

луговая тундра горный алтай каменистые россыпи горная дорога кустарник лапчатка каменная речка алтай пейзаж алтая

И вот наша цель уже видна!

каменистые россыпи горная дорога

Останавливаемся отдохнуть и поесть под кедрами, по-хозяйски расположившимися и подмявшими под себя скалы. Мы тут же вспомнили древний город Анкор в Камбоджии. Там деревья также властвуют над камнями.

каменистые россыпи  сибирские кедры кедр на скале кедры на скалах

Кедр - один из древнейших представителей семейства сосновых (примерно 100 млн. лет), живут до 400 лет. Алтайцы говорят, что есть кедры , которым и по 800 лет .Про кедр в сказках и легендах говорится, что это самое щедрое дерево, так как селятся в нем только добрые духи.
Одна из многочисленных легенд рассказывает трогательную историю о взаимоотношениях между кедром и человеком .
Однажды в глухой кедровой тайге уставший охотник расположился на ночлег под развесистым кедром.
Кедр был очень стар. Его извилистые ветви все были покрыты густым лишайником. Под его кроной лежала толстым слоем хвоя, опавшая за всю его кедровую жизнь. На этой мягкой постели и уснул охотник. Среди ночи он услышал тихий стон и разговор. Это старый кедр жаловался молодому на старость и бессилие. Говорил он о том, что не может больше стоять. Молодой кедр заметил, что еще вчера слышал эти жалобы. Старый отвечал, что упал бы еще вчера, но под его кроной расположился путник. Услышав его слова, встал охотник, поблагодарил кедр за то, что так много лет давал ему кров и отошел от исполина в сторону. Закачался старый кедр и со вздохом облегчения рухнул на землю. Даже умирая кедр жалеет человека за его бережное отношение к нему.

кедровник в горах алтайский кедр кедровые шишки

Покидаем живописные кедры и едем выше, где деревьев уже нет.

лошадь тундра горная тундра

И вот она, самая высокая точка, куда мы хотели добраться. Почти 2000 метров над уровнем моря. Устраиваем фотосессию.

машины на горе

Забыл рассказать раньше, расскажу сейчас. Когда мы собирались покорять первый (Ороктойский) перевал, мы спросили алтайцев про сотовую связь в горах. Нет там никакой связи, рассказали нам местные.
Вот только на самом перевале, на самой высокой точке ветром может пригнать Билайн. Ну-ну, подумали мы, ветер и радиоволны, очень интересно, но такого не бывает – физику надо учить. А оказалось что бывает!
На первом перевале мы увлеклись, забыли позвонить домой и предупредить, что мы будем недоступны. Когда спохватились – уже связи нет совсем, хоть назад поворачивай. Ладно, переедем перевал и позвоним. Тогда мы еще не знали, что духи нас сразу не пустят и заставят погостить у них. И вот когда мы на перевале чинили Эльку, ставили лагерь, я совсем без энтузиазма глянул на телефон и о чудо! У Билайна полная шкала! Сразу сделали все звонки и вспомнили рассказ местных про «ветер». Конечно, ветра такого нет, просто вышки внизу на равнине стали в прямой видимости и никаких помех - только чистый горный воздух. Вот и здесь, на самой высокой точке, Билайн работал как под вышкой. Позвонили домой, похвастались, где мы.
А что творилось в рациях! СВ диапазон славится «прохождениями»- это когда при определенных условиях можно услышать корреспондента за сто, тысячу и даже больше километров. Мы и услышали: репитер и девушку-оператора из Алма-Аты, таксистов, болтающих и на турецком и на польском, наверное из Турции и Польши, «соседей» - украинцев, которые на своей мове обсуждали покупку автомобиля.
Вот такая тут физика.
Ну, поразвлекались и хватит, надо с гор спускаться. Назад? Еще чего! К этому времени я уже рассказал про поговорку нашего клуба. Только вперед! Мы же внедорожные туристы!
Вот туда, между гор, в ту ложбину нам надо «съехать»

лиственница

Поехали! А дороги-то нет. Да не то, что дороги, даже тропки нет – только направление и нетронутая природа. Ну, у нас есть «бронепоезд» - Дима на Дефе покатился под горку, предупреждая нас в рацию о засадах и ловушках, в которые он попал. Он-то попал и выехал, а нам попадать туда категорически противопоказано. Каменистый ручей? Чем не дорога? Надо только траекторию правильную выбрать.

овцы в горах чабан

И потихонечку, шаг за шагом, крадучись. Чтоб машинки не угробить, а то отсюда их трудно будет эвакуировать.

лиственница

Тут немножко про машины мысли выскажу. Дефендер – вообще без вопросов, 37 катки, защита везде, где надо. Ну и поехал, поехал. Мы по его следам едем и диву даемся - тут с почти метровой ступеньки спрыгнул, тут вдоль по промоине одной стороной проскакал, а промоина почти по пояс. Хотя потом и по рассказам,
и по видео, отснятому видно, что и дефендероводам нелегко далась эта дорожка. Даже защиту сорвал в одном месте. Тяжелей всего было Косте на Эльке - машина длинная, тяжелая, свесы огромные, пластик по кругу. Если села - без лебедки не обойтись. Вот поэтому медленно, степенно, как в замедленном кино, просчитав 10 раз траекторию. Зато практически без застреваний, и то только там, где не застрять не возможно. Короче молодцом, боевое крещение на «отлично». Джим маленький, легкий, юркий. Когда в него вещи укладываешь, 100 раз его маленькие габариты помянешь, за то на пересеченке как квадрик. Часто я ехал не за Димой, не за Костей, а по своей, «джимской» траектории. Удавалось объезжать засады, протискиваясь между стволами деревьев или пролезать между камней, которые ребята вынуждены были переезжать. Вот только мощности мотора маловато.
Долго ли, коротко, а едем потихоньку. Вот уже в тайгу спустились. И так как средняя скорость передвижения, как потом выяснилось, была всего около 2 км/ч, мы успели налюбоваться на алтайскую природу, а штурман еще и сделать много красивейших снимков растений Алтая.

овцы в горах чабан овцы в горах чабан овцы в горах

Едем прямо по тайге, вот тут будет «дорога»:

А вот и «дорога»:

Хозяева тайги - огромные кедры:

овцы в горах чабан

У каждого алтайского рода есть своя порода дерева, от которого он и ведет свое происхождение.
По поверьям алтайцев, если во сне приснится падающее дерево – значит, в семье кто-то умрет.
Алтайцы считают, что деревья в лесу живут как люди – они дышат, думают, разговаривают и даже ходят друг к другу в гости.
Деревья,у которых раздваивается ствол или ветви на верхушке переплетены «клубком» - это деревья – шаманы.
Мы все время были под присмотром этих шаманов.

овцы в горах чабан овцы в горах овцы в горах чабан

Едем дальше, по тайге.

лиственница

Тайга-то горная, дорожка которую мы пробиваем не всегда пологая. Вот нашлось засадное место с сильным перепадом. Весь наш путь сопровождается промоинами, некоторые переезжаем, некоторые приходится объезжать.

тайга канава

Дима проехал, Костю подвела геометрия машины.

лиственница

Джим, как показалось зрителям, засел, но это только показалось – чуть назад и полный вперед. Проехано!

овцы в горах чабан

Тайга какая-то бесконечная, камни уже просто задолбали. Кажется, этому триалу не будет конца. Деф ускакал далеко вперед, в рацию его не слышно, мы потихоньку крадемся. Димина колея нам не подходит, приходится часто останавливаться и искать приемлемый путь. Пока Костя «вычислял» куда поехать, я по равнинной привычке убежал далеко в сторону, чтобы посмотреть, где проехать.
Вернул к действительности встревоженный вопль моего штурмана: « Ты куда убежал?! А звери?!».
Реально стало как-то неуютно. Вернулся к машинам. Тут прибегает пешком Дима с травматом наготове. «Что так долго? Давайте быстрее!» Я говорю, а пистолет зачем? «А за тем, что что-то видели в кустах рядом и слышали, что-то рычит вроде. Здоровое, на медведя похоже. Давайте за мной и пошустрее».
Ну, Костя за Димой, я - то за Костей, то свою дорогу придумываю. Поехали побыстрей. И тут, выбирая как и где проехать, свернул немного в сторону на ровную прогалину, травой только заросла, сказал в рацию ребятам и по ней вниз. Едем, нормально вроде, и вдруг видим – в тайге стоит старый деревянный
туалет-скворечник. Блин, опять загадка алтайской горной архитектуры. И как-то стало вроде холодно, по спине опять ледяные колючки побежали, как в пропавшем загадочном доме. Фоткнули и, не выходя проехали мимо. Проезжая, успел рассмотреть - реально сортир, даже очко в щель двери видно.
Ну и откуда тут эти удобства?! Рядом ни домов, ни людей, под любой елкой присесть можно.

лиственница

Скоренько, быстренько подальше от этих аномалий, прямо через поляну навстречу с другими экипажами.

Догнал ребят, поехали вместе. Вроде проскочили мы самое сложное, уже поровней стало, даже кое-где стала угадываться старая заросшая дорога. Вот такую смену поколений увидели:

Стало темнеть, уже едем по разбитой грунтовке, рядом волки воют – дело к ночевке. Уже в потемках свернули к горной речке, разбили лагерь. Начался ветер, просто ураган. Ребята в машины попрятались, мы палатку привязали покрепче, машиной перегородил, как мог от ветра. Отбой. Утром пейзаж не такой печальный как вечером. Мимо чабан прогнал отару.

лиственница

Утренний кофе с видом на бурную горную реку:

Позавтракали и вперед, на равнину. Уже по дороге едем! Вокруг уже луга, тайга отступает.

овцы в горах чабан

Попадается стойбище. Собачки серьезные, чтобы с волками на равных разговаривать смогли.

лиственница

Ребята уехали вперед, мы разговорились с чабаном. Спрашиваем – часто тут такие туристы как мы проезжают?
-Нет, говорит, вы первые. А откуда? - Из Москвы,- отвечаем. - Ну, тогда сфотографируйте меня,- просит чабан,- и в Москве покажите. Я начальству своему расскажу, что меня из Москвы фотографировать приезжали. Выполняем просьбу:

Дальше разговариваем, про волков-медведей спрашиваем.- Да полно их тут. -А что у вас тут за дома и туалеты в горах прячутся? А он вдруг на этот вопрос спрашивает: - Замерзли? Мороз был? - Да, ночью был сильный мороз, когда дом нас путал. - Значит, видели, встретили хозяина? Мы хором: - Кого?! Какого хозяина?! - Таежного хозяина, в горах живет. Вижу, встретили. Только не говорите никому, где встретили. Не любит он.
-А кто? Как? Что?
- Всё, не хочу говорить, езжайте. И ушел вместе с собаками своими. Вот такая развязка. Если это можно назвать развязкой. Решили пока отвлечься, и не думать, а то так и завернуться можно.
Потом стал я на каждом перевале духам денежки класть, монетки. Какие ленточки повязывать я не знаю, напортачить можно, а денежку все любят, и духи тоже, наверное, любят. И разговаривал с ними, как-то внутри себя разговаривал. Не молился, не просил ничего, просто общался. Правда, не отвечали они. Пока монолог внутренний был. Но раньше я за собой такого «внутреннего голоса» не замечал.
Надо ребят догонять, от стойбища уже дорога пошла, вокруг альпийские луга начались:

овцы в горах чабан

А вот и цивилизация, асфальт, люди, магазины:

Даже чудно как-то, как будто с другой планеты прилетели, я уже по асфальту ездить разучился.

Copyright © 2010-2015 Кудрявцев Вадим Вадимович. Все права защищены.
Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Кудрявцев В.- Doctor__Zlo) и индексируемой прямой ссылкой на сайтhttp://navigatorvnedorog.ru