навигация для внедорожных
путешествий и приключений
тел. +7-962-928-30-59
nextzone @ mail.ru

главная страница статьи наши поездки

-   3   -

Неизведанный Алтай

Через Ороктойский перевал к Чуйскому тракту

Сперва подкуй коня, а потом уж прикидывай дорогу.

      Ну вот, все в сборе, выдвигаемся от моста в сторону самого Ороктоя. Пока грунтовка очень приличная, вокруг алтайская природа.

горный пейзаж

Ороктой - небольшое живописное село, окруженное со всех сторон горами.

селение в горах альпийские луга

Дальше дорога становится всё интересней. И начался совсем ненужный нам дождь.

горная дорога

Из наезженного широкого грейдера до села дорога превратилась в колею после Ороктоя. Да еще дорога пошла в гору, причем сильно в гору. Дождик полил уверенней, черноземная грунтовка раскисла и стала скользкой. Периодически путь пересекали быстрые горные ручьи.

горный ручей дорога в гору каменистая дорога

Попался участок совсем засадный – резкий подъем, размытая скользкая колея и злые камни в засаде. Деф смело ринулся на штурм, мы на Джиме нашли траекторию рядом - через травостой.

пейзаж Алтая пейзаж Алтая

Крутизна подъема всё увеличивалась. Надо сказать, что этот перевал не одинаковый – с нашей стороны он крутой, а потом на спуске будет длинным и пологим. Обычно по этому перевалу стараются ехать обратно, чтобы пройти сложный крутой участок «под горку». Мы же штурмовали его в самую крутую горку. На одном участке, мало того что крутом, так еще и с сильным наклоном в бок, Элька сползла и застряла.

на горной дороге пейзаж Алтая

У Кости и Лили это был «дебют» на серьезном бездорожье, лебедку на машину установили только перед выездом, даже трос еще не намотали. Ну, делать нечего, без лебедки никак, Костя достал и намотал трос. Я как самый «молодой и быстрый» побежал с тросом в горку и закрепил его за подходящий пень.

разматываем лебедку  закрепляем трос

Элька спасена из первого (и совсем не последнего) плена. Едем дальше. Джимка прошел этот участок, подразмешенный двумя машинами, без происшествий.

горный пейзаж

С высотой стала меняться окружающая растительность - березы сменились лиственницами.

горный пейзаж

А дорога не менялась – мокрая колея упорно лезла всё выше и выше в гору.

мокрая дорога дорога в гору лиственица

Нашлось место, где пристрял даже Деф.

альпийские луга Выбраться удалось только лебедкой дефендер застрял

Костя поразил нас мастерством и лихо пролетел засадное место. Я вроде тоже придумал отличную траекторию в обход засады, но не учел, что в траве притаилась глубокая колея, и посадил в нее Джима. Спасет только лебедка. Степан Дмитриевич ринулся на помощь и почти один размотал трос. Джим на свободе!

горный ручей дорога в гору каменистая дорога

В гору, в гору, в гору… Мы уже на уровне облаков… Дождь не прекращается.

горный ручей дорога в гору

Выезжаем на большую поляну, организовываем привал.

альпийские луга привал в горах

Только мы успели приготовить еду, как начался ливень, потом град. Наверное, духи были в плохом настроении.

град

Переждав эту бурю и перекусив, тронулись в путь. Первый, как обычно, поехал Деф, потом Элька, потом мы. Пока трогались, включали навигацию, чуть приотстали, ребята уже уехали с поляны. Едем и видим – на дальнем краю поляны, среди густой травы стоит человек и лошадь рядом. Человек вроде как человек, но не чабан точно – и одет как-то чудно, одежда длинная и серебристо-серая, прям как в туман одет. И лошадь тоже необычной масти – седая, не серая, а именно седая.. Не видели таких раньше, старая может быть? Ну вроде не кляча, крупная, статная. Только седая.
Чуть-чуть нам до вершины осталось. Но тут как-то всё стало лихо – дождь ливанул сильнее, дорога превратилась в два бурных ручья в колеях. Штурмую грязную гору, слышу в рации - Костик сел. Ну и я Джима присадил. Танюха пошла вперед на разведку, я лебедится принялся.

дорога в гору

Удивительно, как быстро в горах меняется погода. В один миг как будто кто-то вдруг выключил дождь, выглянуло солнце, открылись виды просто красивенные. Горы снизу красивые, а сверху невероятно красивые, освещенные внезапно выглянувшим светилом.

горный ручей дорога в гору альпийские луга привал в горах горный ручей дорога в гору альпийские луга

Выбрался я, давай догонять. И тут, едрена-макарона, слышу звук ходовой. Бэм-бэм-бэм… Ну, только этого не хватало! Притормаживаю – вроде пропал, поехал - опять бэм-бэм-бэм.. Только чудной звук – не просто блямкает, а вроде как ритм какой есть. Опять торможу – звук не прекратился, со стороны слышу, наверно у ребят впереди что-то стучит звонко. Догоняю Танюшку, звук говорю, слышишь? Да, думала у Джима что-то блямкает. Нет, Джим целехонек, звук сзади-сбоку, там наших нет. И звук-то знакомый какой-то.
Варган! Вот прям как озарило - варган! Откуда там варган?
А тут в рации тоже звук образовался, Дима объявляет – «Костя радиатор пробил, антифриз потерял». Вот это фокус! Поехали вперед, а мы уже почти на самом перевале, и дорога вроде ничего, где он умудрился? Выезжаем на перевал, вот он, и вот самая высокая точка рядом.

перевал высокогорье панасоник

То, что это и есть перевал, понятно и без карты. Все перевалы, даже те, через которые никто не переходит, кроме чабанов со скотом, обустроены беседкой и местом для мусора. Это мы видели и на последующих наших перевалах. У алтайцев особое отношение к горам и перевалам. Для них это место, где живут духи гор и перевалов. При переходе через гору и в других местах силы алтайцы повязывают ленточки на ветки кедров и произносят благопожелания духам гор – алкыш. В развешанных лентах на ветках деревьев алтайцы видят места пребывания душ предков (дедов или прадедов) . Каждая лента якобы заключает в себе душу одного предка. Считается, что предки принимают участие в жизни своих внуков и правнуков, интересуются их делами. Следя за колебаниями лент, алтайцы «читают» веления предков , беседуют с ними. Ленточки только белого цвета. Белый цвет применяется у алтайцев в основном в религиозной сфере: белый, чистый, правильный, невинный. На плато Укок, где мы побывали после , мы услышали от тамошних аборигенов несколько другое толкование этим обычаям. Но об этом позже. Повязывать ленточки и класть камни на перевалах людям далеким от верований алтайцев сами алтайцы не советуют. Т.к. считают, что для нас это просто игра.

ленты на кедре

Элька с пробитым радиатором, антифриз на дороге. Приехали. Надо чинить как-то, решаем остаться на ночевку прямо на перевале. Костя снял решетки, защиту и вынул из радиатора круглый напильник. ОТКУДА?!?! Ну ладно ветки, палки, проволока, но напильник-то откуда? Да и как ловко, зараза, попал - под защиту залез и ужалил. Костя чистит место пробоя, продувает из пневмосистемы Джима, обезжиривает.
У нас в Джимке всегда ассортимент Поксипола - научил пробитый бак на Паджере наших друзей Кириликов в Карелии. Клеит. Тут и темнота наступила. Ждем до утра, чтобы как следует засохло. Утром зальем воду, столько антифриза у нас нет, да и не известно, будет течь или нет.

пробитый радиатор напильник
ремонт радиатора радиатор


Ночевать мы остановились на самом перевале, что, как оказалось, делать не следует. Это нам потом поведали алтайцы. Нельзя тревожить духов. Они, дескать, могут вас гнать с этого места. Этим и объяснились плохие сны с кошмарами некоторых участников восхождения.

костер

В Эльку залили воды, завели, вроде не течет, ехать можно. Хотя бы до цивилизации дотянуть. Вот воистину говорят - «Утро вечера мудренее». Погода разгулялась, смотрим пейзажи, видим наконец-то кедры. Долгожданные кедры первый раз мы увидели, только поднявшись на этот перевал. Дело все в том, что эти величавые красавцы растут исключительно на высокогорье, выше 1500 метров. Ниже не встретить ни одного представителя этих хвойников. В самом низу гор растут березы (до 600 м), дальше гигантские причудливые лиственницы, затем их сменяют кедры.

кедры      Прапрадедушка кедр кедр сибирский кедр кедр Алтая кедр в горах      Это лиственница      лиственница дорога в гору альпийские луга дорога в гору альпийские луга

Дорога вниз, под горку, поехали легко. Вокруг природа.

горный ручей Автограф минувших лет дорога в гору альпийские луга альпийские луга

Спустились пониже, коровки появились. И тут смотрим, а среди коров чудища какие-то гуляют. Подъезжаем, а это горные яки, по-алтайски - сарлыки.

як горный як сарлык

Появились чабанские становья, загородки для скота - маральники, дорога стала понакатанее.
Проезжая маральник, первая машина открывает ворота, последняя закрывает. Обязательно! А то скотина разбредется.

маральник

Вдоль дороги живописные горные ручьи.

горный ручей горный ручей горный ручей

И вот мы внизу, в долине. Останавливаемся передохнуть-перекусить и в очередной раз проверить уровень воды в системе охлаждения Эльки. Мимо едут алтайцы на Шевике. Дима тормозит их и традиционно начинает выпытывать информацию о дорогах, мостах, интересных и красивых местах.



Раскладываем на капоте карту, алтайцы рассказывают, что есть одно место, сильное место, красивое. Шаманы куда-то туда ездят, есть у них где-то там места специальные, шаманские. Раз вас духи здесь пустили, может, и туда пустят. Дорога туда сложная, но проехать можно. А вообще-то когда-то была дорога насквозь, и можно было объехать Семинский и Чеке-Таман перевалы и выехать на Чуйский тракт. Старший алтаец говорит: «Вы езжайте, докуда получится, вернуться всегда сможете. А завтра я на лошади поеду на стойбище, оно по дороге до этого места, я вас там найду». Ну, поблагодарили за совет, обсуждаем, что делать будем.
Уж очень туда захотелось поехать. Из Эльки вода вроде не течет, если потечет - опять заклеим. Воды полно. Эх, была-не была, поехали. А вот куда - не скажу, координат не дам: запретили нам потом говорить, где это.




      Copyright © 2010-2015 Кудрявцев Вадим Вадимович. Все права защищены.
Копирование материалов разрешается только с указанием автора (Кудрявцев В.- Doctor__Zlo) и индексируемой прямой ссылкой на сайтhttp://navigatorvnedorog.ru